Preview

Вестник НИЦ «Строительство»

Расширенный поиск

Исследование прочности штифтового соединения Leimet ABB+ 350 для сборных железобетонных свай

https://doi.org/10.37538/2224-9494-2022-1(32)-21-29

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Введение. Использование технологии стыкования секций сборных железобетонных свай с применением штифтовых соединений Leimet ABB+ 350 набирает популярность. Основными преимуществами данного стыка являются: низкая трудоемкость (относительно широко применяемых сварных соединений) при соединении элементов сваи между собой, высокая скорость монтажа, отсутствие необходимости в сварочных работах, бетонирования и пр. Широкое применение данного соединения в настоящее время ограничено недостаточной изученностью его параметров и, в частности, прочностных характеристик.

Целью исследования являлась экспериментальная проверка показателей прочности штифтового соединения Leimet ABB+ 350 при сжатии, растяжении, поперечном сдвиге и изгибе.

Материалы и методы. Исследования выполнены на сериях образцов, представляющих собой два фрагмента секций составных железобетонных свай по типовой серии 1.011.1-10, соединенных при помощи четырехзамкового штифтового соединения Leimet ABB+ 350. Испытания нагружением образцов выполнены по ГОСТ 8829-2018.

Результаты. Получены количественные и качественные параметры разрушения опытных образцов. Выводы. Сделан вывод о равнопрочности штифтового соединения Leimet ABB+ 350 бетонному телу свай при рассматриваемых воздействиях. Полученные результаты, характеризующие прочность штифтового соединения свай, могут быть использованы при разработке проектных решений и решении практических инженерных задач.

Для цитирования:


Бучкин А.В., Кудяков К.Л., Епихин С.Д. Исследование прочности штифтового соединения Leimet ABB+ 350 для сборных железобетонных свай. Вестник НИЦ «Строительство». 2022;32(1):21-29. https://doi.org/10.37538/2224-9494-2022-1(32)-21-29

For citation:


Buchkin A.V., Kudyakov K.L., Epihin S.D. Strength study of the Leimet ABB+ 350 pile joint for precast reinforced concrete piles. Bulletin of Science and Research Center of Construction. 2022;32(1):21-29. (In Russ.) https://doi.org/10.37538/2224-9494-2022-1(32)-21-29

Введение

На сегодняшний день в строительной индустрии нашли свое применение различные технологии соединений секций сборных железобетонных свай, к которым можно отнести следующие [1–3]: сварной стык, стык стаканного типа, болтовой стык, замковое соединение, цанговое соединение, клеевой стык, штифтовое соединение и пр.

В настоящее время набирает популярность использование технологии штифтовых соединений секций сборных железобетонных свай [1–4]. Основными преимуществами данного стыка являются: низкая трудоемкость (относительно широко применяемых сварных соединений) при соединении элементов сваи между собой, высокая скорость монтажа, отсутствие необходимости в сварочных работах, бетонирования и пр. Штифтовые соединения свай использованы на строительных объектах в ряде европейских стран, например в Германии, Норвегии, Швеции, Дании. В России данная технология нашла свое применение на таких строительных объектах, как Музейный комплекс в г. Калининграде и комплекс «Лазурный» в г. Воронеже.

Штифтовое соединение Leimet ABB+ представляет собой металлический оголовник со встроенными анкерными выпусками и замковыми элементами (фиксирующими штырями и гнездами) для заведения заклинивающих забивных штифтов, которое осуществляется непосредственно при стыковании двух секций сборных железобетонных свай на строительной площадке. Принципиальная конструкция штифтового соединения Leimet ABB+ приведена на рис. 1 [4].

Рис. 1. Принципиальная конструкция штифтового соединения Leimet ABB+ [4]:
1 – металлический оголовник, представляющий собой торцевую пластину
и обечайку по ее контуру; 2 – анкерные выпуски;
3 и 4 – элементы замка: фиксирующий штырь и гнездо соответственно;
5 – забивной штифт; 6 – секции сборных железобетонных свай

Fig. 1. Conceptual design of the Leimet ABB+ pile joint [4]:
1 – metallic cap consisting of end frame and the shell along its contour; 2 – anchor bars;
3, 4 – locking elements: locking dowel and locking block, respectively;
5 – locking pin; 6 – reinforced concrete pile sections

Широкое применение данного соединения в настоящее время ограничено недостаточной изученностью его параметров и, в частности, прочностных характеристик.

Цель

В испытательном центре АО «НИЦ «Строительство» выполнены исследования, целью которых являлась экспериментальная оценка несущей способности штифтовых соединений типа Leimet ABB+ 350. Исследования проводились в соответствии с разработанной программой испытаний, в рамках которой рассмотрены следующие виды нагружений (по 3 образца на каждый вид нагрузки):

  • сжатие (серия СШС-1: образцы СШС-1.1, СШС-1.2, СШС-1.3);
  • растяжение (серия СШС-2: образцы СШС-2.1, СШС-2.2, СШС-2.3);
  • поперечный сдвиг (серия СШС-3: образцы СШС-3.1, СШС-3.2, СШС-3.3);
  • изгиб (серия СШС-4: образцы СШС-4.1, СШС-4.2, СШС-4.3).

Материалы и методы

Каждый опытный образец стыка свай представляет собой два фрагмента секций составных железобетонных свай, соединенных при помощи четырехзамкового штифтового соединения Leimet ABB+ по ТУ 25.11.23-001-92894761-2018 «Соединение штифтовое для свай. Технические условия» [5]. Для одной серии образцов верхние и нижние фрагменты секций свай имели идентичные параметры. Образцы выполнены по типовой серии 1.011.1-10 (выпуск 8) [1]: из бетона класса В25 по прочности насжатие; с продольной арматурой класса А500С диаметром 20 мм; поперечной арматуры в виде хомутов из проволоки класса В500 диаметром 5 мм с шагом 100 мм; защитный слой продольной арматуры 35 мм. Все образцы выполнены с поперечным сечением 350 × 350 мм (рис. 2). Опытные образцы серии СШС-1, СШС-2, СШС-3 имели длину (в собранном виде) 1600 мм, а в серии СШС-4 – 4000 мм. Для передачи растягивающей нагрузки на торцах образцов серии СШС-2 устроены специальные закладные детали, представляющие собой приваренные к продольной арматуре образцов металлические пластины с выпуском для фиксации в зажимах испытательной машины.

а

б

*размеры указаны в мм

Рис. 2. Принципиальная конструкция опытных образцов:
а – схема армирования;
б – схема установки штифтового соединения Leimet ABB+ 350

Fig. 2. Conceptual design of tested samples:
a – reinforcement scheme;
б – Leimet ABB+ 350 pile joint installation scheme

Испытания проводились по ГОСТ 8829-2018 [6] с применением специализированного оборудования. При испытаниях оценивались нагрузка, при которой происходило разрушение опытных образцов, и характер их разрушения. Принципиальные схемы испытаний серий образцов представлены на рис. 3.

а

б

в

г

*размеры указаны в мм

Рис. 3. Принципиальные схемы испытаний образцов свай
со штифтовым соединением Leimet ABB+ 350 при определении прочности:
а – на сжатие; б – на растяжение; в – на поперечный сдвиг; г – на изгиб

Fig. 3. Conceptual schemes for strength testing of pile samples
with Leimet ABB+ 350 pile joints:
a – compression; б – tension; в – transverse shear; г – bending

Результаты

В результате испытаний все образцы серий 1, 3 и 4 доведены до разрушения, при этом оно происходило по бетонному телу сваи. В образцах серии 2 непосредственное разрушение опытных образцов не было достигнуто – отказ происходил в результате недостаточной несущей способности специальных торцевых закладных деталей, устроенных для передачи растягивающей нагрузки. При этом для образцов СШС-2.2 и СШС-2.3 выполнено усиление данных закладных деталей при помощи устройства косынок.

Для всех образцов визуальных признаков повреждения металлических элементов штифтового соединения Leimet ABB+ 350 не установлено. Характерные схемы разрушения серий образцов приведены на рис. 4–7. Основные результаты испытаний приведены в табл. 1.

Рис. 4. Характерная схема разрушения опытных образцов серии СШС-1 при сжатии

Fig. 4. Characteristic destruction scheme of series 1 samples under compression

Рис. 5. Общие виды испытаний образцов серии СШС-2 при растяжении (разрушение образцов не достигнуто – отказ происходил по потере несущей способности специальных торцевых закладных деталей для фиксации в захватах испытательной машины)

Fig. 5. General views of the series 2 sample tensile testing (no destruction of samples was achieved – the failure occurred due to the loss of the bearing capacity of the special embedments for the fixation in the grips of the testing machine)

Рис. 6. Характерная схема разрушения опытных образцов серии СШС-3
при поперечном сдвиге

Fig. 6. Characteristic destruction scheme of series 3 samples under the transverse shear

Рис. 7. Характерная схема разрушения опытных образцов серии СШС-4 при изгибе

Fig. 7. Characteristic destruction scheme of series 4 samples under the bending

Таблица 1

Основные результаты испытаний

Table 1

Main test results

Шифр образца

Тип нагрузки

Максимальная нагрузка, зафиксированная прииспытаниях

Характер разрушения образца

Повреждение штифтового соединения

СШС-1.1

Сжатие

553,5 т

(5430 кН)

Разрушение по телу фрагмента секции сваи

Не установлено

СШС-1.2

527,5 т

(5175 кН)

СШС-1.3

542,5 т

(5322 кН)

СШС-2.1

(без косынок)

Растяжение

24,3 т

(238,4 кН)

Разрушение образцовне достигнуто (испытания остановлены доразрушения образцов)

Не установлено

СШС-2.2

48,5 т

(475,8 кН)

СШС-2.3

51,3 т

(503,3 кН)

СШС-3.1

Поперечный сдвиг

78 т

(765,2 кН)

Разрушение по телу фрагмента секции сваи

Не установлено

СШС-3.2

74 т

(725,9 кН)

СШС-3.3

70 т

(686,7 кН)

СШС-4.1

Изгиб

12,54 т×м

(123,0 кН×м)

Не установлено

СШС-4.2

11,96 т×м

(117,3 кН×м)

СШС-4.3

12,25 т×м

(120,2 кН×м)

Выводы

При испытаниях на сжатие, поперечный сдвиг и изгиб установлено, что разрушение опытных образцов происходило по бетонному телу сваи, без признаков разрушения металлического штифтового соединения, без образования выколов бетона в районе штифтового соединения Leimet ABB+ 350 на четырех замках, что свидетельствует о его равнопрочности телу фрагмента секции железобетонной составной сваи при указанных воздействиях. При этом при величине растягивающей нагрузки 475,8–503,3 кН также не выявлено признаков повреждения штифтового соединения (испытания остановлены до разрушения образцов).

Благодарности

Авторы выражают благодарность АО «НИЦ «Строительство» и ООО «Коперник» за предоставленные материалы.

Список литературы

1. Серия 1.011.1-10. Сваи забивные железобетонные. Выпуск 8. Сваи составные сплошного квадратного сечения с ненапрягаемой арматурой. Рабочие чертежи. - Москва: ЦИТП Госстроя СССР, 1989. - 108 с.

2. Гайдо А.Н. Исследование конструктивно-технологических решений стыков заводских свай. [Электронный ресурс] // А.Н. Гайдо. - URL: http://trest28.ru/f/statya_gaydo_a.n._styki_svay.pdf (дата обращения 10.08.2021 г.).

3. Степанова М.А. Опытное обоснование применения штифтового стыка свай / М.А. Степанова, А.Н. Гайдо // Технология и организация строительства. Материалы I Всероссийской межвузовской научно-практической конференции молодых ученых, посвященной 80-летию основания кафедры «Строительное производство». Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. - Санкт-Петербург, 2020. - С. 379-388.

4. Leimet Piling Quality [Электронный ресурс]. - Екатеринбург, 2019. - URL: https://leimet.ru/ (дата обращения 20.11.2021).

5. ТУ 25.11.23-001-92894761-2018 «Соединение штифтовое для свай. Технические условия». - Екатеринбург: ООО «ГК «Коперник», 2018. - 27 с.

6. ГОСТ 8829-2018. Изделия строительные железобетонные и бетонные заводского изготовления. Методы испытаний нагружением. Москва: Стандартинформ, 2019. - 20 с.


Об авторах

А. В. Бучкин
Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт бетона и железобетона (НИИЖБ) им. А.А. Гвоздева АО «НИЦ «Строительство»
Россия

Бучкин Андрей Викторович - кандидат технических наук, заместитель заведующего лабораторией коррозии и долговечности бетонных и ж/б конструкций.

2-я Институтская ул., д. 6, к. 5, Москва, 109428.



К. Л. Кудяков
Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт бетона и железобетона (НИИЖБ) им. А.А. Гвоздева АО «НИЦ «Строительство»; Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет Минобрнауки России (НИУ МГСУ)
Россия

Кудяков Константин Львович - кандидат технических наук, заведующий сектором лаборатории коррозии и долговечности бетонных и ж/б конструкций НИИЖБ им. А.А. Гвоздева АО «НИЦ «Строительство»; доцент кафедры железобетонных и каменных конструкций НИУ МГСУ.

2-я Институтская ул., д. 6, к. 5, Москва, 109428; Ярославское шоссе, д. 26, Москва, 129337.



С. Д. Епихин
Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт бетона и железобетона (НИИЖБ) им. А.А. Гвоздева АО «НИЦ «Строительство»
Россия

Епихин Сергей Дмитриевич - инженер лаборатории коррозии и долговечности бетонных и ж/б конструкций.

2-я Институтская ул., д. 6, к. 5, Москва, 109428.



Рецензия

Для цитирования:


Бучкин А.В., Кудяков К.Л., Епихин С.Д. Исследование прочности штифтового соединения Leimet ABB+ 350 для сборных железобетонных свай. Вестник НИЦ «Строительство». 2022;32(1):21-29. https://doi.org/10.37538/2224-9494-2022-1(32)-21-29

For citation:


Buchkin A.V., Kudyakov K.L., Epihin S.D. Strength study of the Leimet ABB+ 350 pile joint for precast reinforced concrete piles. Bulletin of Science and Research Center of Construction. 2022;32(1):21-29. (In Russ.) https://doi.org/10.37538/2224-9494-2022-1(32)-21-29

Просмотров: 639


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-9494 (Print)
ISSN 2782-3938 (Online)