Первые шаги к восстановлению и сейсмоусилению исторического вантового висячего моста г. Дейр-эз-Зора в Сирии
https://doi.org/10.37538/2224-9494-2023-1(36)-7-26
Аннотация
Введение. Описывается исторический вантовый висячий мост города Дейр-эз-Зора в Сирии, который является памятником архитектуры. Приводится история его создания в начале двадцатого века и разрушения во время боевых действий в 2013 году. Указывается важное значение этого моста для города и страны в целом, что явилось причиной его выбора как объекта исследования.
Цель. Исследование предназначено для того, чтобы внести вклад в восстановление и (или) последующее сейсмоусиление вантового висячего моста Дейр-эз-Зора.
Материалы и методы. Даны подробное описание и характеристики вышеназванного моста, построенного по системе французского инженера-проектировщика Альберта Жискляра, по проекту инженера-проектировщика Гастона Лейнекугель Ле Кока и строительной компании «Арнодин». Выполнено сравнение висячих и вантовых мостов и перечислены отличительные особенности мостов системы Жискляра. Описаны радиально-вантовые фермы и проиллюстрирована схема распределения нагрузки в висячих и вантовых мостах. Кратко приведены примеры расчета вант и площади их поперечного сечения, которые могут быть использованы при восстановлении моста и его вант. Рассмотрен метод защиты моста от ветрового и сейсмического воздействий.
Результаты. Проиллюстрированы линии влияния для радиально-вантовых ферм системы Жискляра, показывающие зоны растяжения и сжатия в вантах. Рекомендованы кабели жесткости для добавления в конструкцию многопролетных вантовых и висячих мостов, так как они повышают их жесткость. Для защиты вантового висячего моста г. Дейр-эз-Зора от ветровой и сейсмической вибрации предложен метод гашения или снижения ветровой и сейсмической вибрации с помощью магнитореологических жидкостных демпферов с настраиваемой массой.
Выводы. Сделаны выводы о целесообразности сейсмоусиления моста г. Дейр-эз-Зора одновременно с восстановлением или после него с помощью вышеуказанных демпферов, позволяющих защитить мост, при этом сохранив его аутентичность и оригинальный внешний вид.
Об авторе
З. А. АльдребиРоссия
Зиад Ахмад Альдреби, канд. техн. наук, исследователь, преподаватель-исследователь, инженер-строитель
Московский пр., д. 9, г. Санкт-Петербург, 190031, Российская Федерация
тел.: +7 (911) 836-36-27
Список литературы
1. Альдреби З.А. Сейсмическая опасность территории Сирии. Сейсмостойкое строительство. Сейсмостойкое строительство. Безопасность сооружений. 2019;(6):43–48.
2. Ambraseys N.N., Jackson J.A. Faulting associated with historical and recent earthquakes in the Eastern Mediterranean. Geophysical Journal International. 1998;133(2):390–406. https://doi.org/10.1046/j.1365-246x.1998.00508.x
3. Бахтин С.А. Определение экстремальных значений внутренних усилий в произвольном сечении балки жесткости висячих мостов. B: Исследования работы искусственных сооружений. Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения; 1982, с. 36–42.
4. Беленя Е.И., Стрелецкий Н.Н., Ведеников Г.С., Клепиков Л.В., Морачевский Т.Н. Металлические конструкции. Специальный курс. Москва: Транспорт; 1982.
5. Ettouney M., Hapij A., Gajer R. Frequency – Domain Analysis of Long – Span Bridges Subjected to Nonuniform Seismic Motions. Journal of Bridge Engineeringю 2001;6(6):577–586. https://doi.org/10.1061/(asce)1084-0702(2001)6:6(577)
6. Качурин В.К., Брагин А.В., Ерунов Б.Г. Проектирование висячих и вантовых мостов. Москва: Транспорт; 1971.
7. Казакевич M.И. Аэродинамика мостов. Москва: Транспорт; 1987.
8. Кирсанов Н.М. Расчет висячих комбинированных систем по линиям влияния с учетом прогибов. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та; 1976.
9. Кирсанов Н.М. Висячие и вантовые конструкции. Москва: Стройиздат; 1981.
10. Кушнерев А.М. Проектирование и расчет висячих и вантовых мостов. Новосибирск; 1969.
11. Leinekugel Le Cocq Didier. Ingénieur des ponts. L'histoire de l'entreprise Arnodin - Leinekugel Le Cocq de 1872 à 2002. Paris: La Vie du Rail; 2010.
12. Marrey B. Les ponts modernes 18e-19e siecle. Paris: Picard Éditeur; 1990.
13. Marrey B. Les ponts modernes 20 siecle. Paris: Picard Éditeur; 2000.
14. Омар Х.М., Татевосян Р.Э., Ребецкий Ю.Л. Механизмы землетрясений и напряженное состояние земной коры в Сирии. Вестник Краунц. Науки о земле. 2012;(20):139–148.
15. Перельмутер А.В. Основы расчета вантово-стержневых систем. Москва: Стройиздат; 1969.
16. Петропавловский А.А., Крыльцов Е.И., Богданов Н.Н., Иосилевский Л.И., Стрелецкий Н.Н., Потапкин А.А., Фридкин В.М., Кравцов М.М. Вантовые мосты. Москва: Транспорт; 1985.
17. Сафронов В.С. Расчет висячих и вантовых мостов на подвижную нагрузку. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та; 1983.
18. Sbeinati M.R., Darawcheh R., Mouty M. The historical earthquakes of Syria: an analysis of large and moderate earthquakes from 1365 B.C. to 1900 A.D. Annals of Geophysics. 2005;48(3):347–435. https://doi.org/10.4401/ag-3206
19. Сильницкий Ю.М. Вантовые мосты. Ленинград; 1972.
20. Vader T., Mc Daniel C.C. Influence of Energy Dissipating Systems on the Seismic Response of Cable Supported Bridges. In: Proceedings of the 13th World Conference on Earthquake Engineering. Vancouver, Canada; 2004, paper No. 1046.
Рецензия
Для цитирования:
Альдреби З.А. Первые шаги к восстановлению и сейсмоусилению исторического вантового висячего моста г. Дейр-эз-Зора в Сирии. Вестник НИЦ «Строительство». 2023;36(1):7-26. https://doi.org/10.37538/2224-9494-2023-1(36)-7-26
For citation:
Aldrebi Z.A. The first steps towards the restoration and seismic strengthening of the historic cable-stayed suspension bridge of Deir ez-Zor in Syria. Bulletin of Science and Research Center of Construction. 2023;36(1):7-26. https://doi.org/10.37538/2224-9494-2023-1(36)-7-26