Preview

Вестник НИЦ «Строительство»

Расширенный поиск

Моделирование ветровой нагрузки для анализа аэродинамики опор двойного назначения с антеннами, установленными на них

https://doi.org/10.37538/2224-9494-2024-2(41)-18-28

EDN: CQQMAP

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Введение. Особенность опор двойного назначения в том, что помимо размещения на них оборудования оператора сотовой связи они выполняют функцию опоры освещения. Так как опоры двойного назначения расположены на центральных улицах города, конструкции имеют минимальные габариты и запасы по прочности. С каждым годом количество опор двойного назначения в городах растет, и правильный их расчет весьма актуален для обеспечения безопасной эксплуатации.

Цель: анализ изменения ветровой нагрузки на опору двойного назначения с установленными на ней панельными антеннами и влияние ее на прочность конструкции опоры.

Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи: определить зависимость аэродинамического коэффициента и величины ветровой нагрузки от размера панельных антенн и их расположения; сформулировать рекомендации по установке панельных антенн на верхней секции опоры двойного назначения диаметром 114 мм.

Материалы и методы. Рассматривается анализ изменения ветровой нагрузки и аэродинамического коэффициента конструкций секции опоры двойного назначения диаметром 114 мм с установленными на ней панельными антеннами в зависимости от размера антенн и их расположения.

Результаты. Установлено, что аэродинамический коэффициент уменьшается с увеличением вылета панельных антенн от трубостойки вне зависимости от их размера. Чем больше панельные антенны прижаты к трубостойке, тем ближе они находятся к соседним антеннам, тем самым затрудняя продувания сечения в центре. Несмотря на то что аэродинамический коэффициент уменьшается от увеличения вылета от трубостойки, величина ветровой нагрузки практически не меняется.

Выводы. При проектировании панельных антенн на трубостойке диаметром 114 мм необходимо руководствоваться размером сечения панельных антенн. Если ширина панельной антенны более 350 мм, а толщина более 150 мм, то рекомендуется проектировать установку таких панельных антенн как можно ближе к рассматриваемой трубостойке, чтобы уменьшить ветровую нагрузку на опору двойного назначения. В остальных случаях вылет панельных антенн не окажет существенного влияния на изменение ветровой нагрузки.

Для цитирования:


Белаш Т.А., Сафин Р.Р. Моделирование ветровой нагрузки для анализа аэродинамики опор двойного назначения с антеннами, установленными на них. Вестник НИЦ «Строительство». 2024;41(2):18-28. https://doi.org/10.37538/2224-9494-2024-2(41)-18-28. EDN: CQQMAP

For citation:


Belash T.A., Safin R.R. Wind load simulation for the analysis of the antenna dual-purpose poles aerodynamics. Bulletin of Science and Research Center of Construction. 2024;41(2):18-28. (In Russ.) https://doi.org/10.37538/2224-9494-2024-2(41)-18-28. EDN: CQQMAP

Введение

В наши дни сотовая связь проникла практически во все сферы повседневной жизни. Она нам дает мобильность – главное свойство сегодняшней действительности. С учетом того, что рынок телекоммуникационных услуг находится в зрелой стадии развития, он продолжает испытывать значительные преобразования, связанные с более высокими требованиями современного общества. Начиная с 2012 года в России стали развиваться сети четвертого поколения (4G), без которых пользователи на сегодня не представляют комфортной жизни. Для организации правильной работы сетей 4G оборудование необходимо устанавливать на высоте 9–30 метров от уровня земли, а расстояние между базовыми станциями (комплекса радиооборудования, установленного на одной опоре) должно быть не более 500 метров, но в связи с ограничением мощности передачи данных из-за ограничения Роспотребнадзора расстояние между базовыми станциями необходимо уменьшать вдвое. Поэтому возникает необходимость формирования в крупных городах хорошо организованной инфраструктуры для размещения оборудования сотовой связи и обеспечения требуемой пропускной способности сети. В Москве для решения подобной задачи начали использовать инфраструктуру Моссвета, надстраивая существующие конструкции до необходимой высоты. Совмещение опор освещения и коммуникационного оборудования создало новый вид сооружения под названием опора двойного назначения (ОДН). В Москве насчитывают более 5 тыс. опор двойного назначения. Данный вид сооружения набирает популярность и в других городах России.

По данным компании «Новые башни», которая является лидером среди владельцев инфраструктуры для размещения оборудования сотовой связи, на башни и мачты отводится не более 10 % от общего числа строящихся коммуникационных сооружений. На 2022 год на балансе компании находится более 32 000 объектов.

С каждым годом сети операторов становятся все более чувствительными, и для уменьшения помех требуется уменьшать высоту подвеса оборудования и быть ближе к передатчику и приемнику. В наши дни в области развития сотовой связи более популярными сооружениями связи являются ОДН. Преимущества ОДН в том, что они занимают меньшую площадь земли, а фундаменты можно устроить между подземными коммуникациями.

Внешний вид ОДН показан на рис. 1 [1]. Данные конструкции могут изготавливаться из конической стальной оболочки, многогранной стальной оболочки либо из цилиндрических труб. Основная особенность опор в том, что помимо размещения на ней оборудования оператора сотовой связи они выполняют функцию опоры освещения. ОДН отличаются от остальных столбов связи более высокой гибкостью и соответственно более высокими показателями по перемещениям. На сегодняшний день к ОДН предъявляют следующие требования:

– конструкции должны быть менее заметные;

– высота должна быть не более 30 и не менее 9 метров;

– фундаменты должны быть минимальными, так как работы проводятся в стесненных условиях городской застройки;

– кабели для подключения оборудования должны быть расположены внутри тела опоры.

Так как опоры двойного назначения расположены на центральных улицах города, оборудование оператора сотовой связи должно располагаться максимально компактно. Чем выше установлено оборудование, тем большая доля воздействия ветровой нагрузки на опору. Верхняя секция в большинстве конструктивов компании «Новые башни» выполнена из трубы диаметром 114 мм, поэтому анализ опоры с оборудованием, расположенным именно на этой секции, наиболее важен. В данной работе рассматривается анализ изменения ветровой нагрузки и аэродинамического коэффициента конструкций секции ОДН диаметром 114 мм с установленными на ней панельными антеннами в зависимости от размера антенн и их расположения относительно секции.

Среди всех типов антенн наиболее распространены панельные антенны. Они используются как секторные антенны, предназначенные для организации покрытия в заданной области. Именно через них излучается сигнал к мобильным станциям абонентов и принимается от них. Внешний вид панельных антенн показан на рис. 2 [2].

Рис. 1. Изображение опор двойного назначения (ОДН) (а) [1], схема оборудования (б)

Fig. 1. Image of a dual-purpose pole (DPP) (а) [1] and equipment scheme (b)

 

Рис. 2. Три панельные антенны на металлическом столбе на здании [2]

Fig. 2. Three panel antennas on a metal pole of the building [2]

Цели

– Проанализировать изменение ветровой нагрузки на ОДН с установленными на ней панельными антеннами и влияние на прочность и устойчивость конструкции ОДН.

– Определить зависимость аэродинамического коэффициента от размера панельных антенн и их расположения относительно секции.

– Определить зависимость величины ветровой нагрузки от размера панельных антенн и их расположения относительно секций.

– Получить рекомендации по установке панельных антенн на верхней секции ОДН диаметром 114 мм.

Материалы и методы

Для решения поставленной задачи была использована программа SolidWorks, модуль Flow Simulation. SolidWorks – программный комплекс САПР для автоматизации работ промышленного предприятия на этапах конструкторской и технологической подготовки производства. Flow Simulation – семейство дополнительных модулей по газо- и гидродинамическим расчетам. Позволяет моделировать течение жидкостей и газов, управлять расчетной сеткой, использовать типовые физические модели жидкостей и газов, выполнять комплексный тепловой расчет, газо- и гидродинамические и тепловые модели технических устройств, нединамический и нестационарный анализ, расчет вращающихся объектов [3].

В SolidWorks Flow Simulation ветровая нагрузка моделируется с использованием функции «внешние потоковые условия». В программе возможно задать скорость и направление ветра, а также выбрать модель турбулентности для более точного моделирования поведения воздушного потока. После настройки параметров ветра выполняется анализ воздушных потоков и получаются результаты, такие как распределение давления и силы на модель.

На первом этапе исследования была произведена верификация граничных условий виртуальной аэродинамической трубы. В качестве модели для верификации было принято прямоугольное сечение размерами 200 × 100 мм. Расчет аэродинамического коэффициента для такого сечения рассчитывается по Приложению В.1.13 [4]. Аэродинамические коэффициенты лобового сопротивления призматических сооружений определяются по формуле

cx = kλ × cx ∞.

Значение коэффициента kλ в зависимости от относительного удлинения λe элемента определяется по Приложению В.1.15 [4]. В данной статье мы будем определять только cx ∞, так как антенны могут быть разной длины, и учесть изменение возможно с помощью коэффициента, определенного по [4]. Значения коэффициента cx ∞ для прямоугольных сечений приведены на рис. В.19 [4]. Для прямоугольного сечения размерами 200 × 100 мм аэродинамический коэффициент получается 2,2. На рис. 3 изображено получение данного результата. По оси абсцисс принято значение 0,5, что является отношением толщины прямоугольника к его ширине.

Для определения данного коэффициента с помощью программы SolidWorks были приняты следующие исходные данные:

Аэродинамический коэффициент определен по формуле 2 [5]:

где – лобовое аэродинамическое сопротивление, Н;

– площадь проекции тела поперек воздушного потока, м 2;

ρ – плотность воздуха, кг/м 3 (принята 1,2041 кг/м 3 при температуре 20 °C);

– скорость воздушного потока, м/с (принята 150 км/ч, или 41,67 м/с). Данная скорость ветра приведена в справочниках на антенны. Изменение скорости ветра в меньшую сторону незначительно влияет на аэродинамический коэффициент, в пределах 5 %, так как с уменьшением скорости ветра уменьшается и лобовое аэродинамическое сопротивление.

Тип течения – ламинарное и турбулентное.

Шероховатость – 1 мм.

Тип расчетной области – двумерный, для определения cx ∞.

Сетка выставлена автоматически.

Третий уровень адаптации сетки.

В результате расчета были получены следующие данные:

Среднее значение лобового аэродинамического сопротивления составляет 509 Н. Эпюра изменения скорости ветрового потока показана на рис. 4. Аэродинамический коэффициент сечения 200 × 100 мм равен 2,43. Погрешность значений, полученных с помощью рис. В.19 [1] и программы SolidWorks, составляет 10 %.

Исходные данные для расчета аэродинамических характеристик антенн приняты аналогичными. Схема модели для расчета показана на рис. 5. Был произведен расчет 125 моделей различных размеров. Вылет антенны изменялся от 100 до 200 мм с шагом 25 мм, ширина антенны изменялась от 200 до 400 мм с шагом 50 мм, толщина антенны изменялась от 100 до 200 мм с шагом 25 мм.

Рис. 3. График определения аэродинамического коэффициента для сечения 200 × 100 мм по рис. В.19 [4]

Fig. 3. Plot for determining the aerodynamic coefficient for a section of 200 × 100 mm according to Fig. В.19 [4]

 

Рис. 4. Эпюра изменения скорости ветрового потока

Fig. 4. Diagram of a change in the wind flow velocity

Рис. 5. Схема расчетной модели

Fig. 5. Scheme of the computational model

Результаты

Некоторые результаты расчета лобового аэродинамического сопротивления занесены в табл. 1.

Эпюра изменения скорости ветрового потока расчетной модели показана на рис. 6.

По полученным значениям были построены графики зависимости аэродинамического коэффициента от вылета панельных антенн (рис. 7). Аналогично были получены графики зависимости произведения аэродинамического коэффициента и ветровой ширины от вылета панельных антенн (рис. 8). Величина произведения аэродинамического коэффициента на ветровую ширину отображает величину ветровой нагрузки, передаваемую на ствол опоры двойного назначения.

 

Рис. 6. Эпюра изменения скорости ветрового потока расчетной модели

Fig. 6. Diagram of the change in the wind flow velocity of the computational model

Таблица 1

Результаты виртуальных испытаний

Table 1

Virtual test results

Диаметр трубостойки, мм

Вылет антенны, мм

Размер антенны

Ветровая ширина, м

а, м

b, м

Лобовое аэродинамическое сопротивление при направлении ветра, Н

Аэродинамический коэффициент при направлении ветра

Произведение ветровой ширины и аэродинамического коэффициента, м

ширина, мм

толщина, мм

между антеннами

между антеннами

114

100

200

200

0,72

0,17

0,52

710

0,95

0,679

100

250

200

0,74

0,15

0,49

838

1,08

0,802

100

300

200

0,77

0,12

0,47

1023

1,27

0,979

100

350

200

0,79

0,10

0,44

1079

1,30

1,032

100

400

200

0,82

0,07

0,42

1096

1,28

1,048

125

200

200

0,76

0,22

0,56

796

1,00

0,761

125

250

200

0,79

0,19

0,54

892

1,08

0,853

125

300

200

0,81

0,17

0,51

868

1,02

0,830

125

350

200

0,84

0,14

0,49

1193

1,36

1,141

125

400

200

0,86

0,12

0,46

1219

1,35

1,166

150

200

200

0,80

0,26

0,60

842

1,00

0,805

150

250

200

0,83

0,23

0,58

876

1,01

0,838

150

300

200

0,85

0,21

0,55

1029

1,15

0,984

150

350

200

0,88

0,18

0,53

1035

1,13

0,990

150

400

200

0,90

0,16

0,50

1268

1,34

1,213

175

200

200

0,85

0,30

0,65

778

0,88

0,744

175

250

200

0,87

0,28

0,62

934

1,02

0,893

175

300

200

0,90

0,25

0,60

999

1,06

0,956

175

350

200

0,92

0,23

0,57

1018

1,05

0,974

175

400

200

0,95

0,20

0,55

1219

1,23

1,166

200

200

200

0,89

0,35

0,69

767

0,82

0,734

200

250

200

0,92

0,32

0,67

878

0,92

0,840

200

300

200

0,94

0,30

0,64

1029

1,05

0,984

200

350

200

0,97

0,27

0,62

1178

1,17

1,127

200

400

200

0,99

0,25

0,59

1264

1,22

1,209

 

Рис. 7. Графики зависимости аэродинамического коэффициента от вылета антенн

Fig. 7. Dependence of the aerodynamic coefficient on the antenna projection

Рис. 8. Графики зависимости произведения аэродинамического коэффициента и ветровой ширины от вылета антенн

Fig. 8. Product of the aerodynamic coefficient and the wind width vs the antenna projection

Выводы

По результатам выполненных исследований можно сделать следующие выводы:

– Аэродинамический коэффициент уменьшается с увеличением вылета панельных антенн от трубостойки вне зависимости от их размера. Чем больше панельные антенны прижаты к трубостойке, тем ближе они находятся к соседним антеннам, тем самым затрудняя продувания сечения в центре.

– Величина произведения аэродинамического коэффициента на ветровую ширину отображает величину ветровой нагрузки, передаваемую на ствол опоры двойного назначения. Как видно из графиков зависимости, аэродинамический коэффициент уменьшается от увеличения вылета от трубостойки, величина ветровой нагрузки практически не меняется. Лишь при большой ширине и толщине антенны нагрузка в зависимости от вылета антенны увеличивается.

При проектировании панельных антенн на трубостойке диаметром 114 мм необходимо руководствоваться размером сечения панельных антенн. Если ширина панельной антенны более 350 мм, а толщина более 150 мм, то рекомендуется проектировать установку таких панельных антенн как можно ближе к рассматриваемой трубостойке, чтобы уменьшить ветровую нагрузку на опору двойного назначения. В остальных случаях вылет панельных антенн не окажет существенного влияния на увеличение ветровой нагрузки.

Список литературы

1. Распоряжение Правительства Москвы «О мерах по размещению оборудования базовых станций подвижной радиотелефонной связи и контактной сети на опорах наружного освещения в городе Москве» от 25 апреля 2023 г. № 265-РП [интернет]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1301461719

2. Сотовая связь. История. Стандарты. Технологии [интернет]. Режим доступа: http://celnet.ru/gal49.php (дата доступа 09.08.2023).

3. SolidWorks. Википедия [интернет]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/SolidWorks (дата обращения 08.09.2023).

4. СП 20.13330.2016. Нагрузки и воздействия. Актуализированная редакция СНиП 2.01.07-85*. Москва: Стандартинформ; 2018.

5. <i>Ferris M.</i> (June 2009). Wind Loading on Base Station Antennas [internet]. Available at: https://www.cosconor.fr/GSM/Divers/Equipment/Andrew/White%20papers/Wind%20loading.pdf


Об авторах

Т. А. Белаш
АО «НИЦ «Строительство»
Россия

Татьяна Александровна Белаш, д-р техн. наук, советник РААСН, профессор кафедры «Строительные сооружения, конструкции и материалы»

2-я Институтская ул., д. 6, к. 1, г. Москва, 109428, Российская Федерация



Р. Р. Сафин
АО «НИЦ «Строительство»; ГК «Новые башни»
Россия

Родион Романович Сафин, аспирант; главный конструктор по новым разработкам

2-я Институтская ул., д. 6, к. 1, г. Москва, 109428, Российская Федерация; ул. Маши Порываевой, д. 34, г. Москва, 107078, Российская Федерация

e-mail: rod1on1991@mail.ru



Рецензия

Для цитирования:


Белаш Т.А., Сафин Р.Р. Моделирование ветровой нагрузки для анализа аэродинамики опор двойного назначения с антеннами, установленными на них. Вестник НИЦ «Строительство». 2024;41(2):18-28. https://doi.org/10.37538/2224-9494-2024-2(41)-18-28. EDN: CQQMAP

For citation:


Belash T.A., Safin R.R. Wind load simulation for the analysis of the antenna dual-purpose poles aerodynamics. Bulletin of Science and Research Center of Construction. 2024;41(2):18-28. (In Russ.) https://doi.org/10.37538/2224-9494-2024-2(41)-18-28. EDN: CQQMAP

Просмотров: 310


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-9494 (Print)
ISSN 2782-3938 (Online)