Перейти к:
К вопросу о повышении биостойкости бетонных и железобетонных мостовых опор
https://doi.org/10.37538/2224-9494-2022-1(32)-115-127
Аннотация
Введение. В статье рассматриваются аспекты влияния биологической коррозии бетона на долговечность бетонных и железобетонных конструкций транспортных сооружений. Рассмотрены примеры реальных объектов, на которых выявлены участки совместного влияния биокоррозии и других видов коррозии бетона.
Цель. Изучение процессов формирования биообрастания на мостовых опорах и механизмов образования биомассы на поверхности бетона в зависимости от режима движения жидкости в речном потоке.
Материалы и методы. Рассмотрена зависимость числа Рейнольдса от температуры и коэффициента кинематической вязкости воды в реке. Разработана и рассчитана физико-математическая модель процесса массопереноса при биокоррозии, происходящего в условиях обтекания двурядной системы опоры моста потоком жидкости при малых числах Рейнольдса.
Результаты. Благодаря разработанной физико-математической модели можно рассчитывать срок службы железобетонных опор мостовых сооружений и определять «остаточную» долговечность, а также предложить сроки очистки поверхности бетона от биоотложений.
Выводы. Таким образом, по результатам проведенных исследований выявлена зависимость влияния биокоррозии бетона от процесса биообрастания поверхности бетонных/железобетонных опор. Также в статье произведен расчет экономической эффективности от проведения мероприятий по очистке бетона от биообрастания, по результатам которого годовой экономический эффект составил 9 % от стоимости сметных работ. В случае если планово-предупредительные мероприятия по очистке от биообрастания проводятся не менее чем 1 раз в 5 лет, срок проведения межремонтных работ по устранению дефектов бетонных и железобетонных строительных конструкций можно увеличить в 1,5 раза. Благодаря проведенному расчету даны рекомендации по повышению долговечности и сроку эффективной эксплуатации мостовых конструкций.
Ключевые слова
Для цитирования:
Логинова С.А., Гоглев И.Н. К вопросу о повышении биостойкости бетонных и железобетонных мостовых опор. Вестник НИЦ «Строительство». 2022;32(1):115-127. https://doi.org/10.37538/2224-9494-2022-1(32)-115-127
For citation:
Loginova S.A., Goglev I.N. Improving the biostability of concrete and reinforced concrete bridge supports. Bulletin of Science and Research Center of Construction. 2022;32(1):115-127. (In Russ.) https://doi.org/10.37538/2224-9494-2022-1(32)-115-127
Введение
В настоящее время предотвращение обрушений мостовых сооружений остается одним из ключевых направлений научных исследований в отрасли транспортного строительства. Мостовые опоры должны обладать достаточной прочностью и устойчивостью [1][2]. Одной из причин обрушения мостовых сооружений является коррозионное разрушение строительных конструкций. Например, в 2009 г. произошло разрушение опоры низководного железобетонного автодорожного моста через ручей в селе Лоева Ивано-Франковской области. Мост представлял собой железобетонную балочную конструкцию длиной 6 м, шириной 12 м. Разрушение железобетонной опоры моста привело к последующему обрушению железобетонной плиты проезжей части. К счастью, человеческих жертв удалось избежать [1].
Деградация бетонных и железобетонных строительных конструкций является следствием коррозионных процессов, происходящих в цементном камне. Наиболее часто в зонах разрушения бетона действует одновременно несколько видов коррозии, например карбонизация + хлоридная + биологическая и другие сочетания. Итогом таких совместных процессов являются обширные зоны поражения конструкций (рис. 1а, б) транспортных сооружений.
а
б
Рис. 1. Коррозионные повреждения железобетонных конструкций моста
в Ивановской области:
а – биокоррозия и карбонизация бетона мостовых опор;
б – оголение и коррозия продольной арматуры плиты покрытия.
Fig. 1. Corrosive damages of the reinforced concrete structures of the bridge
in the Ivanovo Oblast:
a – biocorrosion and carbonization of the bridge support concrete;
б – exposure and corrosion of the longitudinal reinforcement of the roof slab
И если исследования по влиянию карбонизации и хлоридной коррозии, а также по их выявлению на полевой и лабораторной стадии обследования строительных конструкций в литературе встречаются достаточно часто [6][7], то вот вопросы выявления и исследования биологической коррозии отражены недостаточно широко. До настоящего времени предотвращение биообрастания подводных бетонных и железобетонных сооружений проводилось в основном за счет обработки поверхностей биоцидами для уничтожения или предотвращения оседания потенциальных загрязняющих веществ. Однако экологическая безопасность ряда биоцидов против биообрастания вызывает серьезные опасения, возникает необходимость поиска альтернативных методов защиты [7].
Предмет и методы исследования
Рассмотрим частный случай коррозионного разрушения железобетонных мостовых опор в водной среде, усугубленный биообрастанием. Благоприятные условия для биообрастания складываются на задней торцевой части опоры в области низких давлений [3]. Около поверхности обтекаемого тела создается область переменных скоростей и давлений. Чаще всего биообрастание начинается с образования биопленки, состоящей из скопления органических и неорганических соединений и различных микроорганизмов, прикрепленных к поверхности мостовых опор. Толщина образующейся биопленки зависит от гидравлической нагрузки, концентрации органических веществ, от пористости материала, влияния факторов внешней среды [3][4]. Турбулентные потоки в пограничном слое приводят к нарушению целостности биопленки. Сброс биомассы и ее рост происходят непрерывно, поэтому на практике биопленка никогда не имеет строго определенной толщины по всей поверхности конструкции. Биопленка служит субстратом для поселения водорослей, моллюсков, некоторых форм грибов и т. д., характерных для речных вод [4][5]. Состав сообществ биообрастания сильно различается географически, сезонно и локально по глубине, также на него влияют многочисленные абиотические и биотические факторы. К абиотическим факторам относятся физико-химические характеристики воды, а именно: температура, pH, растворенный кислород и содержание органических веществ. Пресноводное обрастание обычно меньше морского и по числу видов, и по биомассе, а следовательно, и по толщине. Скорость обрастания в первую очередь зависит от скорости тока воды, которая определяет возможность оседания и удержания организмов на субстрате, снабжения их питательными веществами и кислородом и др.
Исследованию подвергался мост на свайном основании (рис. 2). Глубина реки в месте расположения моста менее 5 м. Скорость течения реки менее 2 км/ч. Свайная опора моста представлена плоской двурядной системой типовых железобетонных свай сплошного квадратного сечения 0,35 × 0,35 (м) с железобетонным ростверком по головам свай.
Рис. 2. Схема моста на свайном основании.
Красным выделены наиболее уязвимые участки опор к биокоррозии и карбонизации
Fig. 2. Scheme of a bridge on a pile foundation.
The most vulnerable to biocorrosion and carbonization support areas are highlighted in red
Оценка режима движения жидкости возможна с помощью числа Рейнольдса (Re):
(1)
где ρ – плотность жидкости, кг/м3;
d – величина, характеризующая линейные размеры тела, обтекаемого жидкостью, м;
v – средняя скорость движения жидкости, м/с;
µ – динамический коэффициент вязкости жидкости, мПа•с;
υ – коэффициент кинематической вязкости воды, м2/с.
На рис. 3 представлена схема обтекания двурядной системы опоры моста квадратного сечения потоком жидкости при малых числах Рейнольдса. В расчете расстояние между опорами принималось равным 1 м. При малых числах Рейнольдса при данном расположении опор образуется два потока скоростей для каждой опоры, которые ведут себя независимо друг от друга. Увеличение числа Рейнольдса изменит характер обтекания опор: будут возникать вихри, которые станут оказывать влияние друг на друга.
Рис. 3. Схема обтекания двурядной системы опоры моста
потоком жидкости при малых числах Рейнольдса
Fig. 3. Scheme of the liquid flowing over a two-row bridge
support at small Reynolds numbers
Из литературных источников [6][8] известно, что значения коэффициента кинематической вязкости (υ) существенно уменьшаются с повышением температуры t, °С. Рассмотрим диапазон наиболее характерных температур T = 0…20 °С. Расчетные значения числа Рейнольдса в зависимости от температуры (T) и коэффициента кинематической вязкости воды (υ) при средней скорости течения 2 км/ч представлены в табл. 1. Согласно табл. 1 в рассматриваемом случае движение жидкости – ламинарное.
Таблица 1
Зависимость числа Рейнольдса от температуры
и коэффициента кинематической вязкости воды
Table 1
Dependence of the Reynolds number on the temperature
and the coefficient of the water kinematic viscosity
t, °С |
0 |
5 |
10 |
15 |
20 |
v, 10-6 м2/с |
1,79 |
1,52 |
1,31 |
1,15 |
1,01 |
Re, 105 |
1,17 |
1,38 |
1,61 |
1,82 |
2,09 |
При обтекании опоры потоком жидкости вблизи его поверхности образуется тонкий пограничный слой жидкости [9]. Биообрастание поверхности опоры приводит к возникновению шероховатости, которая влияет на сопротивление трения и способствует возникновению турбулентного движения в пограничном слое. Математическая теория пограничного слоя была дана Л. Прандтлем. Число Прандтля (Pr) взаимосвязано с числами Рейнольдса (Re) и Пекле (Pe):
Pe = Re • Pr. (2)
Скорость течения жидкости вблизи обтекаемой поверхности намного меньше скорости течения в основной части потока, а в месте контакта поверхности и жидкости равна нулю. В случае обтекания поверхности, подверженной биообрастанию, турбулентность в таких слоях возникает значительно раньше, чем при обтекании гладких поверхностей. Толщина пограничного слоя не может обладать четко выраженной границей в связи с природной неравномерностью биообрастания поверхности. При температуре жидкости T = 0…20 °С значения средней толщины турбулентного слоя составит 6,9…6,1 мм соответственно. До точки отрыва распределение скоростей в пограничном слое в непосредственной близости от поверхности аналогично распределению при взаимодействии турбулентного потока с плоской поверхностью. Далее оторвавшийся пограничный слой образует вихревое течение. В результате контакта бетона с жидкостью концентрация растворенного Са(ОН)2 в порах бетона начинает уменьшаться, вызывая растворение свободных кристаллов Ca(OH)2. Как следствие, происходит постепенное «выщелачивание» бетона в зонах контакта с водой и карбонизация бетона в участках над водой (рис. 4).
Рис. 4. Биокоррозия и карбонизация на железобетонных опорах
автомобильно-дорожного моста в Ивановской области
Fig. 4. Biocorrosion and carbonation on reinforced concrete supports
of the road bridge in the Ivanovo region
С точки зрения теории массопереноса диффузия «свободного» Са(OH)2 к границе раздела фаз может быть описана дифференциальными уравнениями (3)–(10):
, (3)
(4)
Начальные условия характеризуются уравнениями:
, (5)
. (6)
Граничные условия:
, (7)
, (8)
, (9)
. (10)
Методом интегральных преобразований было получено решение уравнений (3)–(10) [10]:
(11)
(12)
Здесь: С1(x, τ) – концентрация «свободного» Са(ОН)2 в перерасчете на СаО в бетоне для времени τ в точке с координатой x, (кг СаО/кг бетона);
С2(x, τ) –концентрация «свободного» гидроксида кальция в перерасчете на СаО в биопленке в момент времени τ в произвольной точке с координатой x, (кг СаО/кг биомассы);
k1,2 – коэффициенты массопроводности, м2/с;
δ1– толщина бетонной конструкции, м;
δ2 – толщина биопленки, м;
С1,0 – начальная концентрация «свободного» СаО, кг СаО/кг бетона;
С2,0 – начальная концентрация «свободного» СаО, кг СаО/кг биомассы;
m – константа равновесия Генри, кг биомассы/кг бет.;
ρбет, ρбиом, – плотности бетона и биомассы, кг/м3;
Z1(, Fom) – безразмерная концентрация переносимого компонента по толщине бетона;
Z2(, Fom) – безразмерная концентрация переносимого компонента по толщине биопленки;
= x/ δ1 – безразмерная координата;
Kk = k2/k1;
Kδ = δ2/δ1;
qH– плотность потока массы, уходящей от биопленки в поток жидкости;
N = (ρбиом • k2)/(ρбет • k1• m) – коэффициент, учитывающий характеристики фаз;
Fom = (k1 • τ)/ δ12 – критерий Фурье; – массообменный критерий Кирпичева.
С целью установления срока службы бетонных опор моста в речной воде по предложенной математической модели были выполнены расчеты полей концентраций «свободного» Ca(OH)2 по толщине бетонной опоры через 2, 4, 5, 10 и 15 лет эксплуатации. Скорость роста биомассы во времени пропорциональна концентрации клеток. Согласно литературным источникам [10–12] среднее увеличение толщины биообрастания за год эксплуатации мостовых опор в речной воде составляет 25–30 мм. Исходя из этого были определены плотности биомассы, соответствующие заданным временным отрезкам. Результаты расчетов приведены на рис. 5. В итоге был сделан вывод, что концентрация «свободного» Ca(OH)2 на поверхности бетонной опоры достигнет значения, соответствующего началу разложения высокоосновных составляющих бетона, через 2,1 года.
Рис. 5. Поля концентраций в бетонной мостовой опоре
при критерии Фурье Fom равном: 1 – 0,16; 2 – 0,32; 3 – 0,4; 4 – 0,8; 5 – 1,2;
что соответствует 2, 4, 5, 10 и 15 годам эксплуатации
Fig. 5. Concentration fields in the concrete bridge support
at the Fourier criterion Fom equal to: 1 – 0,16; 2 – 0,32; 3 – 0,4; 4 – 0,8; 5 – 1,2;
corresponding to 2, 4, 5, 10 and 15 years of operation, respectively
В настоящее время ГОСТ не регламентирует сроки проведения технической очистки подводных сооружений от биообрастания. Исследования и численные эксперименты по математической модели позволили сформулировать рекомендации по проведению плановых работ по очистке бетонных и железобетонных подводных конструкций от биообрастания.
Своевременное осуществление периодических осмотров частей мостов, находящихся ниже уровня воды, позволит снизить расходы на возможные ремонтные и восстановительные работы, а проведение плановой очистки подводных сооружений каждые 5 лет позволит снизить скорость их коррозионного разрушения.
Ниже приводится расчет экономической эффективности от проведения периодических работ по очистке подводных конструкций от биообрастания.
Согласно нормативным документам [13][14] нормативный срок службы сооружения определяется по формуле:
, (13)
где На.р – процент ежегодных амортизационных отчислений на полное восстановление сооружения.
Срок службы для бетонных и железобетонных мостов составляет 100 лет, а общая норма амортизационных отчислений На.р.= 1,3 % в т. ч. на капитальный ремонт 0,3 % [13][14].
Затраты и издержки, осуществляемые в процессе эксплуатации сооружений, рассчитываются по формуле [12][13]:
, (14)
где Kэ – удельные капитальные вложения в ремонтную базу или стоимость основных производственных фондов, используемых при производстве ремонтно-строительных работ;
Скр – затраты на один капитальный ремонт;
Стр – затраты на один среднегодовой текущий ремонт;
Сзк – затраты, связанные с восстановлением и поддержанием качества и долговечности конструкций, а также с проведением технического обслуживания сооружений, не учтенного в составе капитальных и текущих ремонтов;
t – годы проведения капитальных ремонтов или затрат по восстановлению и поддержанию качества и долговечности строительных конструкций в процессе эксплуатации сооружений;
Ткр – периодичность капитальных ремонтов конструкций;
Тзк – периодичность проведения затрат по восстановлению и поддержанию качества и долговечности строительных конструкций.
Значение коэффициента 1/αt при различных сроках осуществления затрат и нормативе приведения E = 0,1 является табличными величинами, где t – время в годах между моментом производства затрат и началом эксплуатации сооружений.
В то же время стоимость ежегодных текущих ремонтов определяется по формуле:
, (15)
где q – коэффициент, зависящий от модуля поверхности конструкции Мп, равного отношению площади внешней поверхности конструкций (м2) к ее объему (м3). Для массивных конструкций модуль поверхности Мп ≈ 5, а коэффициент q = 0,04.
Годовой экономический эффект от использования мероприятия рассчитывается по формуле [13][15]:
Эг = (З1–З2) • А2, (16)
где З1 – приведенные затраты, определяемые как З = (Зн–Зэ) для строительной конструкции с исходным уровнем качества и долговечности (аналог);
Зн – приведенные затраты, осуществляемые до начала эксплуатации сооружений;
Зэ – приведенные затраты, осуществляемые в процессе эксплуатации зданий или сооружений за срок службы Тс;
З2 – то же, для конструкции повышенного качества и долговечности;
A2 – годовой объем внедрения предлагаемого мероприятия по повышению качества и долговечности.
Согласно нормативным документам [13–16] восстановление первоначальных транспортно-эксплуатационных качеств сооружения необходимо проводить каждые 15–30 лет.
При периодичности капитальных ремонтов в 20 лет коэффициент μкр = 0,174; в 30 лет, μтр = 0,1. Тогда при t = 20 лет 1/αt = 0,513; при t = 30 лет 1/αt = 0,035; при t = 40 лет 1/αt = 0,022; при t = 60 лет 1/αt = 0,003; при t = 80 лет 1/αt = 0,001; при t = 90 лет 1/αt = 0,001; при t = 100 лет 1/αt = 0,001.
Приведенные затраты на 100 м2 бетонной поверхности равны:
З1 = Зн1 +Зз1 = 58164,19 + 41067,12 = 99231,31 руб.
З2 = Зн2 +Зз2= 58164,19 + 30121,05 = 88285,24 руб.
Годовой экономический эффект составит Эг = (З1–З2) • А2 = 99231,31 – 88285,24) • 0,08 ≈ 9 %
Ожидаемый экономический эффект в текущих ценах для Ивановской области от проведения своевременных плановых-предупредительных работ против биообрастания составил 9 % от стоимости сметных работ [10][17].
В результате исследования было установлено, что проведение очистительных от биообрастания работ с периодичностью каждые 5 лет в совокупности с иными мероприятиями плановых-предупредительных работ позволит увеличить срок межремонтных работ в 1,5 раза.
Список литературы
1. Аварии и разрушения мостовых сооружений, анализ их причин. Часть 2 / И.Г. Овчинников, И.И. Овчинников, И.Ю. Майстренко, А.В. Кокодеев // Интернет-журнал «Транспортные сооружения». -2017. - Том 4, № 4. - URL: https://t-s.today/PDF/14TS417.pdf. https://doi.org/10.15862/14TS417
2. Анализ и систематизация причин разрушения мостовых сооружений / А.А. Карамышева, Д.А. Строев, М.А. Колотиенко, А.И. Коник // Инженерный вестник Дона. - 2019. - № 3 (54). - С. 34.
3. Шумейко В.И. Архитектурное конструирование зданий и сооружений / В.И. Шумейко, Е.В. Пименова, А.И. Евтушенко. - Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2017. - С. 211-212.
4. Румянцева В.Е. Применение полевых и лабораторных методов определения карбонизации, хлоридной и сульфатной коррозии при обследовании строительных конструкций зданий и сооружений / В.Е. Румянцева, И.Н. Гоглев, С.А. Логинова // Строительство и техногенная безопасность. - 2019. - № 15 (67). - С. 51-58.
5. Еремин К.И. Методика экспериментальных исследований блоков покрытий промышленных зданий при аварийных воздействиях / К.И. Еремин, С.А. Матвеюшкин, Г.А. Арутюнян // Вестник МГСУ. - 2015. - № 12. - С. 34-46.
6. Логинова С.А. Моделирование кинетики и динамики протекания массопереноса при различных видах коррозии цементных бетонов / С.А. Логинова, И.Н. Гоглев // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2020. - № 6 (99). - С. 22-35. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2020-6-99-2
7. Способ определения долговечности железобетонных конструкций: пат. RU 2755246 C1 / Д.С. Рыбнов, И.Н. Гоглев, К.Ю. Соколов. - Опубл. 14.09.2021.
8. Nwafor A.U. Building failures/collapses and their reputational effect on building industry in Nigeria / A.U. Nwafor // International Journal of Science and Research. - 2015. - Vol. 4, no. 6. - P. 847-853.
9. Liang M.T. Reliability analysis for the existing reinforced concrete pile corrosion of bridge substructure / M.T. Liang, J.J. Lan // Cement and Concrete Research. - 2005. - Vol. 35, no. 3. - P. 540-550. https://doi.org/10.1016/j.cemconres.2004.05.010.
10. Fedosov S.V. Mathematical model of concrete biological corrosion / S.V. Fedosov, S.A. Loginova // Magazine of Civil Engineering. - 2020. - Vol. 99, no. 7. - P. 9906. https://doi.org/10.18720/MCE.99.6
11. Безбабичева О. О продлении срока службы балочно-консольных монолитных мостов / О. Безбабичева, С. Краснов, А. Лозицкий // Вестник ХНАДУ. - 2012. - № 58. - С. 40-45.
12. Пастухов Ю.В., Сидельникова О.П. Контроль коррозии при эксплуатации зданий и сооружений в особых условиях / Ю.В. Пастухов, О.П. Сидельникова // Вестник ВолгГАСУ. Сер.: Стр-во и архит. - 2007. -Вып. 7 (26). - С. 42-43.
13. Руководство по определению экономической эффективности повышения качества и долговечности строительных конструкций / НИИЖБ Госстроя СССР. - Москва: Стройиздат, 1981. - 56 с.
14. Инструкция по определению экономической эффективности использования в строительстве новой техники, изобретений и рационализаторских предложений (СН 509-78) / НИИЖБ Госстроя СССР. -Москва: Стройиздат, 1979. - 65 с.
15. Макаров Д.А. Экономическая эффективность и финансовые риски проектного финансирования в жилищном строительстве / Д.А. Макаров, М.Н. Юденко // Микроэкономика. - 2020. - № 2. - С. 23-28. https://doi.org/10.33917/mic-2.91.2020.23-28
16. Новиков А.А. Долговечность бетонных и железобетонных конструкций в современном строительстве / А.А. Новиков, Е.М. Козлова // Инновационная наука. - 2018. - № 10. - С. 16-17.
17. Овчинников И.И. Долговечность железобетонных конструкций транспортных сооружений / И.И. Овчинников // Строительные материалы. - 2011. - № 2. - С. 60-62.
Об авторах
С. А. ЛогиноваРоссия
Логинова Светлана Андреевна - кандидат технических наук, доцент кафедры «Строительные конструкции».
Московский пр., д. 88, Ярославль, 150023.
тел.: +7 (906) 617-12-27
И. Н. Гоглев
Россия
Гоглев Илья Николаевич – соискатель.
Шереметевский пр., д. 21, Иваново, 150300.
тел.: +7 (926) 012-97-99
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Логинова С.А., Гоглев И.Н. К вопросу о повышении биостойкости бетонных и железобетонных мостовых опор. Вестник НИЦ «Строительство». 2022;32(1):115-127. https://doi.org/10.37538/2224-9494-2022-1(32)-115-127
For citation:
Loginova S.A., Goglev I.N. Improving the biostability of concrete and reinforced concrete bridge supports. Bulletin of Science and Research Center of Construction. 2022;32(1):115-127. (In Russ.) https://doi.org/10.37538/2224-9494-2022-1(32)-115-127