Перейти к:
Мониторинг напряженно-деформированного состояния уникального трансформированного большепролетного покрытия стадиона «Газпром Арена» – основа его безопасной эксплуатации
https://doi.org/10.37538/2224-9494-2022-4(35)-133-148
Аннотация
Введение. Описываются основные положения по созданию системы мониторинга напряженно-деформированного состояния (далее – НДС) покрытия стадиона «Газпром Арена». Данное покрытие имеет повышенный уровень ответственности по федеральному закону № 384-ФЗ и имеет класс КС-3 по ГОСТ 27752 «Надежность строительных конструкций зданий и сооружений». Согласно этим документам в таком здании должна быть установлена система мониторинга напряженно-деформированного состояния, функционирующая весь срок эксплуатации сооружения.
Цель. Разработка и установка системы мониторинга НДС для установления параметров наряженного и деформированного состояния при постоянном слежении за работой уникального покрытия стадиона «Газпром Арена».
Материалы и методы. Описывается методика определения параметров как напряженного, включая измерения снеговой нагрузки на покрытии стадиона, так и деформированного состояния. Параметры деформированного состояния определяются с помощью автоматизированной системы, впервые установленной на уникальном большепролетном покрытии в строительной практике. Описывается процесс установки и настройки автоматизированной системы мониторинга деформированного состояния.
Результаты. Разработана система мониторинга напряженно-деформированного состояния, позволяющая осуществлять непрерывный контроль за работой уникального большепролетного трансформируемого покрытия стадиона «Газпром Арена» в Санкт-Петербурге. Приводятся примеры графической деформированной схемы, которая получается в результате обработки параметров деформированного состояния.
Выводы. Создание самого сложного в мире стадиона с трансформируемым уникальным большепролетным покрытием и футбольным полем позволило разработать спортивный комплекс, удовлетворяющий строгим требованиям ФИФА к аренам для проведения чемпионата мира по футболу. Система мониторинга напряженно-деформированного состояния позволила успешно и безопасно провести полуфинальный и несколько групповых матчей чемпионата мира по футболу 2018 года в России, а также восемь матчей чемпионата Европы, состоявшегося в 2021 году. Стадион был готов к проведению финала Лиги чемпионов по футболу. Научно-техническое сопровождение, в которое входит и мониторинг НДС, позволило следить за уровнем напряжений в металлических элементах уникального большепролетного покрытия, определять перемещения его элементов, графически строить деформированную схему сооружения, предупреждать и предотвращать возможные нештатные ситуации, которые возникали в процессе эксплуатации покрытия и могут возникать при дальнейшей эксплуатации уникального сооружения.
Ключевые слова
Для цитирования:
Фарфель М.И., Вдовенко А.И. Мониторинг напряженно-деформированного состояния уникального трансформированного большепролетного покрытия стадиона «Газпром Арена» – основа его безопасной эксплуатации. Вестник НИЦ «Строительство». 2022;35(4):133-148. https://doi.org/10.37538/2224-9494-2022-4(35)-133-148
For citation:
Farfel M.I., Vdovenko A.I. Monitoring stress-strain state of the unique transformed long-span shell of the Gazprom Arena stadium as a base for its safe operation. Bulletin of Science and Research Center of Construction. 2022;35(4):133-148. (In Russ.) https://doi.org/10.37538/2224-9494-2022-4(35)-133-148
Введение
В данной работе описывается процесс создания системы мониторинга напряженно-деформированного состояния, которая позволяет увеличить безопасность и надежность покрытия стадиона «Газпром Арена», с помощью которой можно предотвратить возникающие в процессе эксплуатации сооружения возможные нештатные ситуации в уникальном трансформируемом большепролетном покрытии. Данная система установлена на уникальном трансформируемом большепролетном покрытии стадиона «Газпром Арена» согласно требованиям федерального закона № 384-ФЗ и ГОСТ 27751–2014 «Надежность строительных конструкций зданий и сооружений».
Конструкция и основные особенности большепролетного трансформируемого покрытия стадиона «Газпром Арена»
Стадион «Газпром Арена» – это многофункциональный футбольный стадион закрытого типа высшей категории (по международной классификации «Элит» разряда «А») круглогодичного использования с выдвижным полем, раздвижной крышей и трибунами. Вместимость стационарных трибун – 62 300 зрителей. В настоящее время на стадионе установлены дополнительные разборные трибуны, позволившие увеличить количество посадочных мест на арене до 68 тысяч.
Проект стадиона выполнен институтом «Гипростроймост СПб» (инженеры Скорик Г. Б., Зюськов А. Г.) по проекту японского архитектора Киcе Курокава, выигравшего творческий конкурс. В проекте учтены требования [1][2].
Фасад стадиона в положении «закрыто» и «открыто» приведен на рис. 1.
Интерьер стадиона при закрытом и открытом трансформируемом покрытии изображен на рис. 2.
Рис. 1. Фасады стадиона «Газпром Арена»
а – покрытие в положении «закрыто»; б – покрытие в положении «открыто»
Fig. 1. Facades of the Gazprom Arena stadium
a – shell in “closed” position; б – shell in “open” position
Рис. 2. Интерьеры стадиона «Газпром Арена»
а – покрытие в положении «закрыто»; б – покрытие в положении «открыто»
Fig. 2. Interior decorations of the Gazprom Arena Stadium
a – shell in “closed” position; б – shell in “open” position
Стадион «Газпром Арена» относится к зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности по № 384-ФЗ и класса КС-3 по ГОСТ 27751–2014. Коэффициент надежности по ответственности принят равным 1,2.
Кровля стадиона имеет форму пологого купола с радиусом кривизны 725 м и наружным диаметром в плане 295,9 м. Относительная отметка верха кровли составляет +79,000.
Наружный опорный контур, включающий балки наружного окаймления и ортотропные плиты, воспринимает распор с покрытия. Несущим сжато-изгибаемым элементом покрытия является внутренний контур, представляющий пространственную ферму, состоящую из трех поясов, объединенных вертикальными, горизонтальными связями и подкосами (рис. 3). Тангенциальные фермы являются кольцевыми связевыми блоками, а радиальные криволинейные фермы – ребрами.
Рис. 3. Внутренний контур, представляющий пространственную ферму покрытия стадиона «Газпром Арена»
Fig. 3. Internal contour comprising an open frame of shells of the Gazprom Arena stadium
В центральной зоне купола диаметром 150 м для перемещения раздвижных створок кровли на расстоянии 89,96 м друг от друга установлены две ездовые фермы пролетом 251,2 м (рис. 4). Ездовые фермы имеют по четыре собственные опоры для каждой ездовой фермы и шарнирно опираются на них (рис. 5).
Несущие металлические конструкции покрытия опираются с помощью стальных колонн (рис. 6) на железобетонные конструкции фундаментов с помощью специальных шарниров. Внутренний контур подвешен на сорока вантах, прикрепленных к восьми наклонным пилонам.
Рис. 4. Ездовая ферма для опирания трансформируемой части покрытия «Газпром Арена»
а – в положении «закрыто»; б – в положении «открыто»
Fig. 4. A deck bearing frame for transforming part of the Gazprom Arena coatings
a – in “closed” position; б – in “open” position
Рис. 5. Шарнирная опора ездовой фермы
Fig. 5. Hinge bearing of deck frame
Рис. 6. Стальные колонны, на которые опирается покрытие стадиона
Fig. 6. Steel columns bearing stadium shell
Общая устойчивость покрытия обеспечивается пространственной работой купола и установленными в осях симметрий Л-образными колоннами (рис. 7).
В проекте покрытия принята система координатных осей, состоящая из кольцевых (буквенных) и радиальных (цифровых) осей, соответствующих шагу основных несущих конструкций покрытия, что показано на рис. 8.
Рис. 7. Л-образные колонны, расположенные в осях симметрии покрытия стадиона
Fig. 7. Л-shaped columns in symmetry axes of stadium shell
Рис. 8. План покрытия стадиона
Fig. 8. Stadium shell plan
Футбольный стадион «Газпром Арена», согласно федеральному закону № 190-ФЗ от 29.12.2004 г. «Градостроительный кодекс», относится к уникальным сооружениям, он имеет пролет более 100 м.
Для обеспечения надежности и безопасности уникальных сооружений по требованиям федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений» необходимо провести научно-техническое сопровождение (НТС) при проектировании, изготовлении, монтаже и эксплуатации. В его состав входит мониторинг напряженно-деформированного состояния элементов металлических конструкций, входящих в состав покрытия.
Для обеспечения безопасности работы покрытия в ЦНИИСК им. В. А. Кучеренко совместно с ООО Фирма «ЮСТАС» разработана и установлена на стадионе система мониторинга напряженно-деформированного состояния, входящая в состав НТС [3–7].
Система мониторинга напряженного состояния покрытия стадиона «Газпром Арена»
В процессе мониторинга напряженного покрытия определяются деформации (напряжения) в основных конструкциях (в наиболее напряженных сечениях элементов). Измерения проводятся с помощью разработанных в ЦНИИСК им. В. А. Кучеренко механических тензометров ТМИ-500М, с использованием съемных деформометров и с учетом температурных поправок.
На рис. 9 а показан механический тензометр без съемного деформометра. Это его вид, когда измерения не проводятся, а на рис. 9 б прибор изображен в момент проведения измерений с установленным съемным деформомометром.
Процесс измерения деформаций (напряжений) приведен на рис. 10.
Измерение температур конструкции, штанги и калибра показано на рис. 11. Они проводятся электронным контактным термометром ТК5-О1П, изготовленным отечественной фирмой Техно АС.
Рис. 9. Механический тензометр
а – без съемного деформометра; б – со съемным деформометром
Fig. 9. Mechanical strain gauge
a – no removable strainmeter; б – with removable strainmeter
Рис. 10. Процесс измерения деформаций (напряжений) в конструкциях внутреннего контура покрытия
«Газпром Арена»
а – калибровка съемного деформометра;
б – установка деформометра в механический тензометр;
в – проведение измерений деформаций (напряжений)
Fig. 10. Process of measuring deformations (stresses) in structures of internal contour of the Gazprom Arena shell
a – calibration of a removable strainmeter;
б – installation of a strainmeter in a mechanical strain gauge;
в – measurements of deformations (stresses)
Рис. 11. Измерение температуры конструкции и штанги механического тензометра
Fig. 11. Process of measuring temperature of structure and rod in a mechanical strain gauge
В состав мониторинга напряженного состояния также входит измерение снеговой нагрузки на покрытие, что показано на рис. 12 а, б. Измерения проводятся весовым снегомером ВС-43, разработанным в ЦКБ Росгидромета, что позволяет определить интенсивность и распределение снеговой нагрузки на покрытие, которое показано на рис. 13 а, б.
Рис. 12. Измерение снеговой нагрузки на покрытие весовым снегомером
а – весовой снегомер; б – определение интенсивности снеговой нагрузки
Fig. 12. Measurement of snow load on a shell using a weight snow gauge
a – weight snow gauge; б – determination of snow load intensity
Рис. 13. Распределение и интенсивность снеговой нагрузки на покрытие в зимний период 2022 года:
а – распределение снеговой нагрузки в январе 2022 г;
б – распределение снеговой нагрузки в начале марта 2022 года
Fig. 13. Distribution and intensity of snow load on a surface in winter period 2022:
a – distribution of snow load in January 2022;
б – distribution of snow load at the beginning of March 2022
Система мониторинга деформированного состояния покрытия стадиона «Газпром Арена»
Мониторинг деформированного состояния покрытия и трибун выполняется методами инженерной геодезии и позволяет определять прогибы и горизонтальные перемещения в контрольных точках покрытия.
Схема мониторинга деформированного состояния разработана по требованиям нормативных документов [9][10].
Первично для определения текущего состояния конструкций были выполнены мероприятия по созданию опорной геодезической сети на стадионе, что изображено на рис. 14.
Рис. 14. Создание опорной геодезической сети
Fig. 14. Establishment of a geodetic control grid
Во время создания планово-высотного обоснования для сохранения преемственности измерений были совместно измерены и уравнены координаты деформационных марок, расположенных на пилонах стадиона.
Координаты пунктов планового обоснования работы проводились согласно п. 5.2 [8]. Уравнивание инструментальных геодезических измерений выполнялось с помощью программы «Кредо Дат».
Определение высотного положения пунктов обоснования выполнялось с помощью высокоточного оборудования фирмы Leica, нивелира Leica LS15 и тахеометра Leica TS60 (технические характеристики представлены в табл. 1), прошедшими обязательную сертификацию в центре стандартизации, метрологии и испытаний.
Таблица 1
Характеристики оборудования автоматизированной системы мониторинга деформированного состояния
Table 1
Characteristics of equipment for automated monitoring system of strain state
Оборудование | Вид точности | Размер точности |
Leica LS15 | Среднее квадратичное отклонение на 1 км двойного хода | 0,3 мм |
Точность измерения расстояния | ± 15 мм на 30 м | |
Увеличение зрительной трубы | 32л | |
Leica TS60 0.5” | Точность измерений угла | 0,5” |
Точность измерения расстояния на призму | ± 0,6 мм | |
Увеличение | 30л | |
Диапазон измерения на одну стандартную призму | 1,5–3500 м | |
Автоматическое распознание отражателя на стандартную призму | 1500 м |
С помощью электронного нивелира (от глубинных реперов, отметки которых были переданы заказчиком, до четырех реперов, заложенных в железобетонные конструкции трибун стадиона) был проложен ход геометрического нивелирования II класса в соответствии с п. 6.3 [8].
Затем с помощью электронного тахеометра Leica TS60 в соответствии с п. 6.4 [8] методом тригонометрического нивелирования была произведена передача высотной отметки на пункты планово-высотного обоснования.
Для удобства вычисления прогиба конструкций отметки высотного положения были пересчитаны из городской системы высот в строительную, относительно проектного нуля стадиона.
Следом были выполнены измерения конструкций тахеометрами и с помощью лазерного сканирования (рис. 15). Эти действия позволили охватить практически 100 % конструкций покрытия стадиона и определить их текущее положение относительно момента до раскружаливания конструкций. Результат сканирования показан на рис. 16.
Рис. 15. Съемка и лазерное сканирование конструкций покрытия:
а – съемка с помощью тахеометра; б – проведение лазерного сканирования
Fig. 15. Shooting and laser scanning of shell structures:
a – shooting using a tacheometer; б – laser scanning
Рис. 16. Результат лазерного сканирования конструкций покрытия
Fig. 16. Result of laser scanning of shell structures
На следующем этапе для стадиона была разработана и установлена автоматизированная система мониторинга деформированного состояния, позволяющая шесть раз в день измерять горизонтальные и вертикальные перемещения конструкций, которая может быть перенастроена в случае аварийных ситуаций на цикл измерений 1 раз в 15 минут. Система состоит из двух тахеометров Leica TS60 (рис. 17), 108 L-образных призменных отражателей (рис. 18), программного обеспечения, позволяющего записывать данные и передавать по каналам связи для обработки результатов измерений, которая также в графическом виде дает возможность строить деформированные схемы в плане и на разрезах. Отметим, что данная система впервые установлена для слежения за работой большепролетных строительных конструкций с учетом требований по точностям, приведенным в [8].
Настройка автоматизированной системы показана на рис. 19. На рис. 20 показано рабочее место оператора автоматизированной системы мониторинга деформированного состояния и интерфейс системы сбора данных.
Рис. 17. L-образный отражатель
Fig. 17. L-shaped reflector
Рис. 18. Тахеометр на кронштейне автоматизированной системы
Fig. 18. Tacheometer mounted on a bearing element of an automated system
Рис. 19. Процесс монтажа и наладки автоматизированной системы
Fig. 19. Installation and commissioning of an automated system
Рис. 20. Рабочее место оператора автоматизированной системы и интерфейс системы сбора данных
Fig. 20. Workplace of an operator of automated system and data acquisition interface unit
По результатам, полученным системой мониторинга деформированного состояния, строится деформированная схема, которая приведена на рис. 21.
Разработанная и установленная система мониторинга НДС позволила выявлять возможные нештатные ситуации, возникающие в процессе эксплуатации, оценивать их опасность и принимать меры по их устранению. На основании полученных результатов определяется техническое состояние объекта, что позволяет давать разрешения на безопасное проведение спортивных и концертных мероприятий, проводимых на стадионе.
Рис. 21. Деформированная схема, полученная по результатам измерений параметров системы мониторинга, выполненных 27 октября 2022 г.
Fig. 21. Deformation diagram obtained by measuring parameters of a monitoring system on October 27, 2022
Выводы
Создание самого сложного в мире стадиона с трансформируемыми уникальным большепролетным покрытием и футбольным полем позволило соорудить спортивную арену, удовлетворяющую строгим требованиям ФИФА к аренам для проведения чемпионата мира по футболу, матчи которого с успехом проведены в 2018 году. На стадионе также успешно проведены матчи чемпионата Европы 2021 года. Стадион был готов к проведению финала Лиги чемпионов по футболу.
Научно-техническое сопровождение, в которую входит и мониторинг НДС, позволило следить за уровнем напряжений в металлических элементах уникального большепролетного покрытия, определять перемещения его элементов, графически строить деформированную схему сооружения, предупреждать и предотвращать возможные нештатные ситуации, которые возникали в процессе эксплуатации покрытия и могут возникать при дальнейшей эксплуатации уникального сооружения.
Список литературы
1. СП 20.13330.2016. Нагрузки и воздействия. Актуализированная редакция СНиП 2.01.07-85* (с Изменениями № 1, № 2 и № 3, № 4) [интернет]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/456044318
2. СП 16.13330.2017. Стальные конструкции. Актуализированная редакция СНиП II-23-81* (с Изменениями № 1, № 2 и № 3, № 4 и № 5) [интернет]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/456069588
3. Микулин В.Б., Одесский П.Д., Лебедева И.В., Оспенников А.Г., Отставнов В.А., Попов Н.А., и др. Покрытие Большой спортивной арены стадиона «Лужники» (проектирование, научные исследования и строительство). Москва: Фортэ; 1998.
4. Фарфель М.И., Гукова М.И., Коняшин Д.Ю., Кущенко А.Е., Любарцев А.В. Особенности реконструкции Большой спортивной арены стадиона «Лужники» к Чемпионату мира по футболу в 2018 году. Вестник НИЦ «Строительство». 2017;(3):74–92.
5. Фарфель М.И. Обеспечение безаварийной эксплуатации уникального большепролетного покрытия Большой спортивной арены олимпийского стадиона «Лужники». Строительная механика и расчет сооружений. 2012;(6):56–61.
6. Микулин В.Б., Фарфель М.И., Ханджи А.В. Покрытие Большой спортивной арены Олимпийского комплекса в Лужниках. В: ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко 80 лет: сборник статей. Москва: ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко; 2007. С. 46–55.
7. Mikulin V.B., Khandzhi A.V. Design and construction of mayor sports arena in Luzhniki. Moscow. In: Spatial Structures in new and Renovation project of Buildings and constructions (International congress ICSS-98, june 22-26 1998. Moscow. Russia). Moscow; 1998, р. 113–114.
8. ГОСТ 24846-2019. Грунты. Методы измерения деформаций зданий и сооружений. Москва: Стандартинформ; 2020.
9. ГОСТ 51842-2019. Документация исполнительная геодезическая. Москва: Стандартинформ; 2019.
10. Федеральная служба геодезии и картографии России. Геодезические и картографические инструкции. Нормы и правила. Инструкция по нивелированию I, II, III, IV классов ГКИНП (ГНТА)-03-010-03. Москва: ЦНИИГАиК; 2004.
Об авторах
М. И. ФарфельРоссия
Михаил Иосифович Фарфель, канд. техн. наук, заведующий лабораторией нормирования, реконструкции и мониторинга уникальных зданий и сооружений; доцент кафедры металлических и деревянных конструкций
2-я Институтская ул., д. 6, к. 1, г. Москва, 109428;
Ярославское шоссе, д. 26, г. Москва, 129337
тел.: +7 (499) 170-10-87
А. И. Вдовенко
Россия
Александр Иванович Вдовенко, заместитель директора
Рублевское шоссе, д. 109, к. 5, г. Москва, 112252
тел.: +7 (926) 253-06-95
Рецензия
Для цитирования:
Фарфель М.И., Вдовенко А.И. Мониторинг напряженно-деформированного состояния уникального трансформированного большепролетного покрытия стадиона «Газпром Арена» – основа его безопасной эксплуатации. Вестник НИЦ «Строительство». 2022;35(4):133-148. https://doi.org/10.37538/2224-9494-2022-4(35)-133-148
For citation:
Farfel M.I., Vdovenko A.I. Monitoring stress-strain state of the unique transformed long-span shell of the Gazprom Arena stadium as a base for its safe operation. Bulletin of Science and Research Center of Construction. 2022;35(4):133-148. (In Russ.) https://doi.org/10.37538/2224-9494-2022-4(35)-133-148