Перейти к:
Актуализация межгосударственного стандарта «Плиты железобетонные для покрытия трамвайных путей»
https://doi.org/10.37538/2224-9494-2023-2(37)-116-124
EDN: SYGJCS
Аннотация
Введение. Развитие городских сетей общественного транспорта в крупных городах России не обходится без модернизации и совершенствования рельсового транспорта, увеличивая его комфортабельность, провозную способность и надежность. Трамвайный транспорт экологичен, обладает высокой пассажировместимостью. Совмещение, а также пересечение рельсового и пневмоколесного транспорта в городской среде является насущной современной задачей. В связи с этим возникла потребность пересмотра и актуализации ГОСТ 19231 «Плиты железобетонные для покрытия трамвайных путей. Технические условия», обусловленная изменением требований к бетону и выпуском новых классов стальной арматуры.
Цель. Актуализация ГОСТ 19231 позволит с учетом современных требований привести изделия для трамвайной инфраструктуры к должным нормативным и технологическим параметрам.
Материалы и методы. В рамках работы произведен анализ действующих нормативных документов в области железобетонных материалов и изделий; изучены и учтены научно-исследовательские работы, а также экспертное мнение производителей данных изделий.
Результаты. Результатом работ по модернизации стандарта явилось установление технических условий, соответствующих нынешнему запросу как в части нормативных документов, так и в части научных исследований.
Выводы. Актуализированный межгосударственный ГОСТ 19231 будет способствовать более качественному проектированию и изготовлению железобетонных плит для покрытия трамвайных путей, что неизбежно приведет к повышению их надежности и долговечности.
Ключевые слова
Для цитирования:
Соколов Б.С., Титаев В.А., Черный И.А. Актуализация межгосударственного стандарта «Плиты железобетонные для покрытия трамвайных путей». Вестник НИЦ «Строительство». 2023;37(2):116-124. https://doi.org/10.37538/2224-9494-2023-2(37)-116-124. EDN: SYGJCS
For citation:
Sokolov B.S., Titaev V.A., Cherny I.A. Update of the interstate standard “Reinforced concrete slabs for tramway track pavements”. Bulletin of Science and Research Center of Construction. 2023;37(2):116-124. https://doi.org/10.37538/2224-9494-2023-2(37)-116-124. EDN: SYGJCS
Коллективом сотрудников НИИЖБ им. А. А. Гвоздева (инж. М. В. Глушкова, канд. техн. наук Б. С. Соколов, канд. техн. наук В. А. Титаев) выполнена работа по актуализации ГОСТ 19231 «Плиты железобетонные для покрытия трамвайных путей. Технические условия».
Данный стандарт распространяется на железобетонные плиты, изготовляемые из тяжелого бетона и предназначенные для устройства покрытий трамвайных путей колеи 1524 мм, строящихся и эксплуатируемых в районах со среднемесячной температурой наиболее холодного месяца до минус 20 °C включительно, и устанавливает требования к их изготовлению.
Плиты предназначены для укладки:
- на прямых участках пути и кривых радиусом 20 м и более с рельсами желобчатого и железнодорожного типов;
- в колее и на обочинах, а также в междупутьях шириной 3200, 3424, 3550, 3758 мм;
- на необособленном, обособленном и самостоятельном земляном полотне.
Стандарт пересмотрен в обеспечение требований ГОСТ 13015 [1], ГОСТ 26633 [2], ГОСТ 31384 [3].
Пересмотр межгосударственных стандартов ГОСТ 19231.0-83 [5] и ГОСТ 19231.1-83 [6] выполнен с учетом требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [4].
Стандарт распространяется на железобетонные плиты покрытия трамвайных путей, предназначенные для применения в сухих и водонасыщенных грунтах, и устанавливает технические требования к бетону изделий и арматуре, к изготовлению, маркировке, приемке, транспортированию и хранению железобетонных плит для покрытия трамвайных путей.
Целью пересмотра ГОСТ 19231.0 [5] и ГОСТ 19231.1 [6] является актуализация их положений в части технических условий на изготовление железобетонных плит покрытия трамвайных путей в связи с обновлением нормативной базы по производству железобетонных конструкций.
При разработке актуализированной версии ГОСТ 19231 использованы материалы исследований:
- НИР № регистрации AAAA-A19-119070890044-9, дата регистрации 08/07/2019 «Выполнение научно-исследовательских работ по анализу отечественных нормативных документов и европейских стандартов, содержащих технические требования и эксплуатационные характеристики бетонов, правила их изготовления и оценки соответствия, для определения возможности прямого применения европейских стандартов в отечественной стройиндустрии» [7];
- НИОКР Рег. № НИОКТР 121061600046-3 «Отчет о научно-исследовательской работе оценка влияния бетонов на заполнителях по ГОСТ 32703 на сцепления бетона и арматуры, деформативные и прочностные свойства железобетонных конструкций» [8].
При пересмотре ГОСТ 19231.0 [5] и ГОСТ 19231.1 [6] решены следующие задачи:
- откорректирована структура и положения стандарта в связи изменениями требований основополагающих стандартов ГОСТ 1.5 [9];
- уточнены требования к правилам обеспечения единства измерений в Российской Федерации, установленным Федеральным законом от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» [10] и документами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
В ГОСТ 19231.0 [5] и ГОСТ 19231.1 [6] указаны марки изделий в зависимости от ширины, длины и дополнительных конструктивных характеристик. Прочность и класс бетона по прочности назначается только по несущей способности B30, плиты предлагается применять в сухих и водонасыщенных грунтах, при расчетной температуре наружного воздуха (средней температуре воздуха наиболее холодной пятидневки района строительства согласно СП 131.13330.2012 [11]) до минус 40 °C включительно, в грунтах и грунтовых водах с неагрессивной степенью воздействия на железобетонные изделия.
Для этого установлены требования по водонепроницаемости и морозостойкости, которые опосредованно защищают бетон от коррозии. Поэтому при пересмотре стандарта назначен определенный уровень по морозостойкости и водонепроницаемости, назначен класс бетона по прочности, гарантирующий обеспечение заданных морозостойкости и водонепроницаемости.
Кроме этого, одной из задач пересмотра межгосударственных стандартов ГОСТ 19231.0
[5] и ГОСТ 19231.1 [6] является также установление актуальных технических требований в связи с применением новых классов арматуры для армирования плит.
В разработанной редакции стандарта пересмотрена его структура на основании требований ГОСТ 1.5 [9]. Актуализированный межгосударственный стандарт содержит 9 разделов и 2 приложения. Ряд пунктов прежней редакции стандарта исключены.
В разделе 1 «Область применения» уточнено, что плиты для покрытия трамвайных путей являются сборными изделиями.
В разделе 2 «Нормативные ссылки» уточнен и расширен перечень используемых стандартов.
В раздел 3 «Термины, определения» внесен ряд редакционных изменений.
Раздел 4 «Условные обозначения» поясняет структуру маркировки плит.
Положения разделов «Технические условия» ГОСТ 19231.0 [5] и ГОСТ 19231.1 [6] сведены в один документ с образованием двух разделов: раздел 5 «Форма и основные размеры» и раздел 6 «Технические требования»; текст существенно сокращен с внесением ряда изменений.
Раздел 5 «Форма и основные размеры» содержит требования к основным геометрическим параметрам плит и монтажных приспособлений.
Раздел 6 «Технические требования» содержит перечень конструктивных и технологических требований, предъявляемых стандартами и другими нормативными документами, к плитам, а также к материалам и арматурным изделиям, используемым для плит.
Уточнены требования для достижения заданных морозостойкости и водонепроницаемости бетона плит.
Основные параметры бетона, представленные в таблице, назначены на основании требований к бетону изделий по прочности, морозостойкости и водонепроницаемости с учетом класса среды эксплуатации в соответствии с требованиями ГОСТ 31384 [3].
Таблица
Основные требования к бетону плит
Table
Basic requirements for slab concrete
Тип плит |
Класс по прочности на сжатие не менее |
Марка по морозостойкости не менее |
Марка по водонепроницаемости |
Марка по истираемости |
1П, 2П, 3П |
В30 |
F2200 |
W8 |
G1 |
Примечание: Морозостойкость плит, эксплуатируемых при температурах наиболее холодной пятидневки наружного воздуха от –20 до –40 °C, следует принимать F2300
Раздел 7 «Правила приемки» переработан в соответствии с ГОСТ 13015 [1].
В раздел 8 «Методы контроля» внесен ряд редакционных изменений.
Раздел 9 «Маркировка, транспортирование и хранение» реструктурирован и сокращен.
В Приложении А (обязательном) в графической и табличной формах представлены типы и основные геометрические размеры плит.
В Приложении Б (обязательном) представлены схемы армирования плит.
В период действия стандарта процесс совершенствования смежных направлений норм, а также методик расчета и проектирования является непрерывным. Поэтому для реализации возможностей использования современных норм и правил проектирования трамвайных железобетонных плит в текст Приложения Б спецификации и выборки арматурной стали не включены. Расчет и проектирование арматурных элементов: каркасов, сеток и отдельных арматурных элементов железобетонных плит – переданы в проектные организации. По этой же причине в актуализированном стандарте нет жесткой привязки между маркой плиты и расходом, а также диаметрами арматурной стали.
В качестве примера по учету одного из важных требований применительно к расчету трамвайных плит можно привести работу [12], в которой обосновываются и описываются методы расчета железобетонных конструкций для предельного состояния по усталости. Требования по выносливости присутствуют в современной редакции свода правил [13].
Совершенствованию расчетов трамвайных плит, в частности расчету на выносливость, посвящены работы [14][15].
В прежней редакции ГОСТ 19231.0 [5] и ГОСТ 19231.1 [6], в силу жесткой привязки марки плиты и армирования, подобные расчеты находились за рамками жестких требований стандарта.
Работы [16][17] посвящены исследованию внедрения для трамвайных плит фибробетона и дисперсно-армированных бетонов. Исследователи однозначны в своих выводах о необходимости дальнейших исследований в области расчетов, испытания и применения современных строительных конструкций для подрельсовых оснований городского рельсового транспорта. Необходимы масштабные НИР и НИОКР, позволяющие внедрять передовые идеи в практику проектирования современных железобетонных конструкций для гражданского и транспортного строительства.
Актуализированная редакция ГОСТ одобрена и рекомендована к утверждению на заседании научно-технического совета НИИЖБ им. А. А. Гвоздева АО «НИЦ «Строительство».
В ходе состоявшегося публичного обсуждения актуализированного ГОСТ получены предложения, которые были частично или полностью учтены в новой редакции стандарта.
В частности, предлагалось рассмотреть вопрос о внесении в актуализированный ГОСТ 19231 изменений, касающихся использования крупного заполнителя для бетона, щебня, щебня из гравия и гравия из плотных горных пород по ГОСТ 32703 [18] равнозначно с ГОСТ 8267 [19]. Данное предложение было отклонено в связи с тем, что в стандарте ГОСТ 32703 [18] отсутствует ряд требований к материалам, гарантирующим обеспечение долговечности бетонных изделий, отвечающей требованиям ГОСТ 27751 [20].
Авторы статей [21–23] отмечают, что исследования в области прочности и деформативности бетона при различных подходах к нормированию инертных заполнителей следует продолжить и расширить.
Актуализированный межгосударственный ГОСТ 19231 будет способствовать более качественному проектированию и изготовлению железобетонных плит для покрытия трамвайных путей, что неизбежно приведет к повышению их надежности и долговечности, а также повысит безопасность городского рельсового транспорта.
Список литературы
1. ГОСТ 13015-2012. Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения. Москва: Стандартинформ; 2018.
2. ГОСТ 26633-2015. Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия. Москва: Стандартинформ; 2019.
3. ГОСТ 31384-2017. Защита бетонных и железобетонных конструкций от коррозии. Общие технические требования. Москва: Стандартинформ; 2018.
4. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений: Федеральный закон, 30 дек. 2009 г., № 384-ФЗ [интернет]. Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-30122009-n-384-fztekhnicheskii/
5. ГОСТ 19231.0-83. Плиты железобетонные для покрытий трамвайных путей. Технические условия. Москва: Издательство стандартов; 1984.
6. ГОСТ 19231.1-83. Плиты железобетонные для покрытий трамвайных путей. Конструкция и размеры. Москва: Издательство стандартов; 1983.
7. Выполнение научно-исследовательских работ по анализу отечественных нормативных документов и европейских стандартов, содержащих технические требования и эксплуатационные характеристики бетонов, правила их изготовления и оценки соответствия, для определения возможности прямого применения европейских стандартов в отечественной стройиндустрии. Москва: АО «НИЦ «Строительство». НИР Рег. № AAAA-A19-119070890044-9; 2019.
8. Отчет о научно-исследовательской работе оценка влияния бетонов на заполнителях по ГОСТ 32703 на сцепления бетона и арматуры, деформативные и прочностные свойства железобетонных конструкций. Москва: АО «НИЦ «Строительство». НИОКР Рег. № 121061600046-3; 2021.
9. ГОСТ 1.5-2001. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению. Москва: Стандартинформ; 2010.
10. Об обеспечении единства измерений: Федеральный закон, 26 июня 2008, № 102-ФЗ [интернет]. Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=398044
11. СП 131.13330.2012. Строительная климатология. Актуализированная редакция СНиП 23-01-99*. Москва: Минстрой России; 2020.
12. Шарипов Р.Ш., Зенин С.А., Крылов С.Б., Волков Ю.С. Оценка методов расчета железобетонных конструкций для предельных состояний по усталости. Вестник НИЦ «Строительство». 2020;27(4):148–159. https://doi.org/10.37538/2224-9494-2020-4(27)-148-159
13. СП 63.13330.2018. Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения. Москва: Стандартинформ; 2019.
14. Захаров В.Б. Разработка и исследование работоспособности конструкции железобетонного подрельсового основания для пути городского наземного рельсового транспорта [диссертация]. СанктПетербург; 2002.
15. Султанов Н.Н. Технико-экономическое обоснование перспективных конструкций трамвайных путей [диссертация]. Санкт-Петербург; 2015.
16. Деревянко В.Н., Саламаха Л.В., Кулачко Е.А., Гопайца В.А. Разработка и исследование дисперсно-армированных бетонов для производства трамвайных плит. Вісник Придніпровської державної академії будівництва та архітектури. 2011;(9):4–8.
17. Дудкин Е.П., Параскевопуло Ю.Г., Султанов Н.Н. Использование фибробетона в конструкции трамвайных путей. Транспортное строительство. 2012;(3–4):77–79.
18. ГОСТ 32703-2014. Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Технические требования. Москва: Стандартинформ; 2019.
19. ГОСТ 8267-93. Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия. Москва: Стандартинформ; 2018.
20. ГОСТ 27751-2014. Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения. Москва: Стандартинформ; 2019.
21. Павлова И.П. О влиянии заполнителей на модуль упругости бетона. В: Напрягающие цементы, бетоны и самонапряженные конструкции: сборник трудов Международной научно-практической конференции, Брест, 18–20 декабря 2000 г. Брест: БГТУ; 2000, с. 164–170.
22. Розенталь Н.К., Любарская Г.В. Коррозия бетона при взаимодействии щелочей с диоксидом кремния заполнителя. Бетон и железобетон. 2012;(1):50–60.
23. Фаликман В.Р., Сиротин П.Н. Оценка возможности использования щебня по ГОСТ 32703 для производства бетонов общегражданского строительства. Вестник НИЦ «Строительство». 2022;33(2):194–212. https://doi.org/10.37538/2224-9494-2022-2(33)-194-212
24. ГОСТ 32730-2014. Дороги автомобильные общего пользования. Песок дробленый. Технические требования. Москва: Стандартинформ; 2019.
25. ГОСТ 32824-2014. Дороги автомобильные общего пользования. Песок природный. Технические требования. Москва: Стандартинформ; 2019.
26. ГОСТ 8736-2014. Песок для строительных работ. Технические условия. Москва: Стандартинформ; 2019.
27. Зенин С.А., Кудяков К.Л., Кудинов О.В. Оценка влияния бетонов на заполнителях по ГОСТ 32703-2014 на прочностные и деформативные свойства изгибаемых железобетонных конструкций. Бетон и железобетон. 2022;(1):10–16. https://doi.org/10.31659/0005-9889-2022-609-1-10-16
28. Макеев А.И., Чернышов Е.М. Экспериментальные исследования закономерностей влияния размерно-геометрических параметров щебня на потенциал сопротивления бетонов разрушению. Строительство и реконструкция. 2018;(2):122–132.
Об авторах
Б. С. СоколовРоссия
Борис Сергеевич Соколов, канд. техн. наук, заведующий лабораторией тонкостенных и пространственных конструкций
2-я Институтская ул., д. 6, к. 5, г. Москва, 109428
тел.: +7 (499) 174-74-80
В. А. Титаев
Россия
Виталий Александрович Титаев , канд. техн. наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории тонкостенных и пространственных конструкций; доцент кафедры железобетонных и каменных конструкций
2-я Институтская ул., д. 6, к. 5, г. Москва, 109428; Ярославское шоссе, д. 26, г. Москва, 129337
тел.: +7 (499) 174-74-92
И. А. Черный
Россия
Иван Александрович Черный, инженер лаборатории тонкостенных и пространственных конструкций
2-я Институтская ул., д. 6, к. 5, г. Москва, 109428; Ярославское шоссе, д. 26, г. Москва, 129337
тел.: +7 (499) 174-74-00
Рецензия
Для цитирования:
Соколов Б.С., Титаев В.А., Черный И.А. Актуализация межгосударственного стандарта «Плиты железобетонные для покрытия трамвайных путей». Вестник НИЦ «Строительство». 2023;37(2):116-124. https://doi.org/10.37538/2224-9494-2023-2(37)-116-124. EDN: SYGJCS
For citation:
Sokolov B.S., Titaev V.A., Cherny I.A. Update of the interstate standard “Reinforced concrete slabs for tramway track pavements”. Bulletin of Science and Research Center of Construction. 2023;37(2):116-124. https://doi.org/10.37538/2224-9494-2023-2(37)-116-124. EDN: SYGJCS