Preview

Вестник НИЦ «Строительство»

Расширенный поиск

Анализ применения классификаторов при выполнении обязательных процедур в строительном комплексе

https://doi.org/10.37538/2224-9494-2025-1(44)-148-158

EDN: ZTOEQJ

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Введение. В статье рассматривается вопрос применения различных классификаторов при выполнении обязательных процедур в строительном комплексе, предусмотренных частями 3–7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Цель. Исследование и анализ применения классификаторов при выполнении обязательных процедур в строительном комплексе, предусмотренных частями 3–7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и выявление случаев дублирования или отсутствия классифицирования информации классификатором строительной информации (КСИ).

Материалы и методы. Проведен анализ Постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2021 года № 2490. По результатам анализа выделены основные процедуры и потребности. Затем был проведен анализ классифицирования каждой единичной потребности и установлены типы случаев применения классификаторов относительно применения КСИ.

Результаты. В результате исследования создана классификация случаев применения КСИ, а также процентное соотношение случаев применения КСИ в единичных потребностях при выполнении обязательных процедур в строительном комплексе, предусмотренных частями 3–7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Выводы. Анализ показывает, что доля дублирования классификаторов в процессе классификации потребностей, составленных по ПП РФ № 2490, составляет 56,38 % (380 из 674 потребностей в целом), при этом доля упущенных потребностей составляет 20,33 %. Столь высокий процент дублирований приводит к выводу, что ведение КСИ в существующем виде приводит к существенным трудозатратам без достижения полезного эффекта. Представляется разумным ограничить область ответственности самостоятельного классификатора (название которого, вероятно, следует уточнить) теми позициями, где он несет самостоятельную ценность (для 24 % потребностей в рамках обязательных процедур).

Для цитирования:


Волков А.А., Челышков П.Д., Давыдов А.Е., Никитенко А.А. Анализ применения классификаторов при выполнении обязательных процедур в строительном комплексе. Вестник НИЦ «Строительство». 2025;44(1):148-158. https://doi.org/10.37538/2224-9494-2025-1(44)-148-158. EDN: ZTOEQJ

For citation:


Volkov A.A., Chelyshkov P.D., Davydov A.E., Nikitenko A.A. Classifiers in mandatory procedures of the construction complex. Bulletin of Science and Research Center of Construction. 2025;44(1):148-158. (In Russ.) https://doi.org/10.37538/2224-9494-2025-1(44)-148-158. EDN: ZTOEQJ

Методика проведения анализа классификаторов

Для проведения анализа были выбраны основные классификаторы, действующие в нормативно-правовом поле Российской Федерации, а именно:

– Классификатор строительной информации Минстроя России (КСИ) [1–3];

– Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) [4][5];

– Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) [6][7];

– Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) [8][9];

– Московская строительная система классификаторов (МССК) [10];

– Классификатор строительных ресурсов (КСР) [11][12];

– Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ) [13][14];

– Московский территориальный строительный каталог (МТСК) [15–17];

– Общероссийский классификатор форм собственности (ОКФС) [18, 19];

– Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) [20][21].

КСИ как обязательный классификатор был принят объектом сравнения с другими классификаторами, перечисленными выше. Обязательность применения КСИ установлена в ГрК РФ, структура и состав КСИ установлены Приказом Минстроя России от 06.08.2020 № 430/пр «Об утверждении структуры и состава классификатора строительной информации» [2], а правила формирования и ведения КСИ установлены Постановлением Правительства РФ от 12.09.2020 № 1416 «Об утверждении Правил формирования и ведения классификатора строительной информации» [1].

В ходе анализа из Постановления Правительства Российской Федерации № 2490 от 25.12.2021 (ПП РФ № 2490) [22] были выделены основные процедуры. Затем выделенные процедуры были структурированы на основные потребности, классифицируемые любой строительной организацией на разных этапах жизненного цикла объекта капитального строительства. Далее были проведены группировка и объединение сходных по значению и смыслу потребностей.

В результате анализа был получен вывод, что все выявленные потребности можно объединить в следующие группы:

  1. Идентификация документации, предоставленной государственными органами;
  2. Идентификация документации, предоставленной для рассмотрения государственными органами;

III. Идентификация проектной документации;

  1. Идентификация документации, подтверждающей личность и ее полномочия;
  2. Идентификация сметной и финансовой документации;
  3. Идентификация копий и переводов документов;

VII. Идентификация документации, предоставленной различными организациями, товариществами, кооперативами или иными лицами;

VIII. Идентификация документации, относящейся к процессу изысканий, испытаний и обследований объекта строительства и территорий;

  1. Идентификация документации, представленной для ознакомления иным лицам.

Как показал дальнейший анализ, полученные группы не обладают информативностью, необходимой для его проведения, не отражают реальный факт классифицирования отдельных потребностей и не могут дать объем данных, достаточный для составления каких-либо выводов и выявления закономерностей в классификации потребностей. Вследствие этого было принято решение проводить анализ не по группам потребностей, а по каждой единичной потребности.

Следующим шагом стало выявление фактов классифицирования каждой единичной потребности со стороны каждого из приведенных выше классификаторов. При этом учитывалось, что некоторые классификаторы, включая принятый за объект сравнения классификатор КСИ [1–3], представляют из себя систему классификационных таблиц, охватывающих определенные предметные области классификации (например, КСИ [1–3], МССК [10], МТСК [15–17]), сопоставимых с классификаторами, охватывающими только одну предметную область (например, ГЭСН [4, 5], КСР [11][12], ОКЕИ [13][14]).

Полученные результаты были систематизированы по следующим случаям:

– дублирования (случай, когда определенная потребность может быть классифицирована как с использованием КСИ, так и с использованием одного или нескольких классификаторов);

– уникальности (случай, когда потребность может быть классифицирована только с использованием КСИ);

– упущения (случай, когда в КСИ отсутствует возможность классифицирования потребности).

На данном этапе был произведен расчет долей каждого представленного случая для каждой отдельной процедуры.

Результаты анализа классификаторов

Результаты анализа, проведенного по описанной выше методике, приведены в Приложении 1. Основные результаты приведены в таблице.

На основании проведенного анализа составлены три перечня:

  1. Перечень потребностей в рамках обязательных процедур, предусмотренных исключительно в КСИ.
  2. Перечень потребностей в рамках обязательных процедур, предусмотренных в КСИ и других классификаторах.
  3. Перечень потребностей в рамках обязательных процедур, не предусмотренных в КСИ.

Выводы

Проведенный анализ показал, что доля дублирования классификаторов в процессе классификации потребностей, составленных по ПП РФ № 2490 [22], составляет 56,38 % (380 из 674 потребностей в целом), при этом доля упущенных потребностей составляет 20,33 % (см. рис.). Столь высокий процент дублирований приводит к выводу, что ведение КСИ в существующем виде приводит к существенным трудозатратам без достижения полезного эффекта. Представляется разумным ограничить область ответственности самостоятельного классификатора (название которого, вероятно, следует уточнить) теми позициями, где он несет самостоятельную ценность (для 24 % потребностей в рамках обязательных процедур).

Представленные научные результаты получены в рамках работы «Разработка научно-обоснованного подхода к модернизации структуры и принципов формирования Классификатора строительной информации», выполненной за счет средств финансирования Фонда поддержки и развития науки АО «НИЦ «Строительство».

Таблица

Случаи применения КСИ в процедурах по ПП РФ № 2490 [22]

Table

Cases of applying the CIC in the procedures under RF GR No. 2490 [22]

Процедура по ПП РФ № 2490

% дублирования

% уникальности

% упущенных возможностей

I. Приобретение прав на земельный участок, в том числе предоставляемый из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1

Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду или в собственность на торгах в соответствии с земельным законодательством

47

24

29

2

Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством

62

17

21

3

Принятие решения об установлении публичного сервитута, заключение соглашения об установлении публичного сервитута, сервитута в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, внесение изменений в такое соглашение

31

46

23

4

Выдача в соответствии с земельным законодательством разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута

75

25

0

II. Утверждение или выдача необходимых для выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объекта капитального строительства, сведений, документов, материалов

1

Подготовка и утверждение документации по планировке территории. Принятие решения о подготовке проекта планировки территории, проекта межевания территории

63

14

23

2

Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, в том числе проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении такого разрешения

0

100

0

3

Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении такого разрешения

100

0

0

4

Выдача градостроительного плана земельного участка

50

50

0

5

Получение технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению при архитектурно-строительном проектировании в целях реконструкции, капитального ремонта существующих линейных объектов, в том числе сетей инженерно-технического обеспечения, в соответствии со статьей 52.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации

90

10

0

6

Заключение договора с правообладателями существующих линейных объектов, в том числе сетей инженерно-технического обеспечения, в целях их реконструкции, капитального ремонта в соответствии со статьей 52.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации

100

0

0

7

Получение предусмотренных частью 3 статьи 52.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения

79

14

7

8

Заключение указанных в статье 52.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации договоров о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (наименование в редакции, введенной в действие с 12 августа 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2022 года № 1348, см. предыдущую редакцию)

60

21

19

9

Принятие в соответствии с земельным законодательством решения об установлении, изменении, прекращении существования зон с особыми условиями использования территории в связи со строительством, реконструкцией объекта капитального строительства

49

34

17

III. Выполнение инженерных изысканий и осуществление архитектурно-строительного проектирования

1

Проведение экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и (или) результатов инженерных изысканий

64

23

13

2

Проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия в случае, предусмотренном частью 6 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации

60

10

30

3

Проведение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации

69

8

23

IV. Строительство, реконструкция объекта капитального строительства, ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства

1

Выдача разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство), внесение изменений в разрешение на строительство, присвоение адреса объекту адресации

58

24

18

2

Направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке

40

0

60

3

Направление в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом» извещений, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации

68

0

32

4

Подписание актов о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения

50

14

36

5

Предоставление органом федерального государственного энергетического надзора временного разрешения, разрешения на допуск в эксплуатацию объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, энергопринимающих установок, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок

34

53

13

6

Заключение договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии), договоров горячего водоснабжения, договоров холодного водоснабжения, договоров теплоснабжения, договоров водоотведения, в том числе в отношении строящегося, реконструируемого объекта на период его строительства, реконструкции, а также заключение договоров поставки газа

47

31

22

7

Выдача заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации)

100

0

0

8

Подготовка технического плана здания, сооружения в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»

0

0

100

9

Выдача разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, внесение изменений в разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (в предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации случаях)

37

63

0

10

Направление уведомления о соответствии построенного, реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо несоответствии построенного, реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности

50

0

50

V. Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав на объект капитального строительства (помещения, машино-места)

1

Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав на объект капитального строительства (помещения, машино-места)

86

0

14

Рис. Распределение случаев применения КСИ в процедурах по ПП РФ № 2490

Fig. Distribution of cases with the CIC applied in the procedures under RF GR No. 2490

Список литературы

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2020 №1416 «Об утверждении Правил формирования и ведения классификатора строительной информации» [интернет]. Режим доступа: http://government.ru/docs/all/129805/

2. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 6 августа 2020 г. № 430/пр «Об утверждении структуры и состава классификатора строительной информации» [интернет]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74480634/.

3. Классификатор строительной информации [интернет]. Режим доступа: http://ksi.faufcc.ru (дата доступа 22.08.2024).

4. Приказ Минстроя России от 30 декабря 2016 г. № 1038/пр «Об утверждении сметных нормативов» [интернет]. Режим доступа: https://www.minstroyrf.ru/docs/13419/

5. Государственные элементные сметные нормы [интернет]. Режим доступа: https://www.minstroyrf.gov.ru/trades/view.state-gesn.php (дата доступа 22.08.2024).

6. Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 367 (ред. от 19.06.2012) «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016–94» (вместе с «ОК 016-94. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов») (дата введения 01.01.1996) [интернет]. Режим доступа: https://bazanpa.ru/gosstandart-rossii-postanovlenie-n367-ot26121994-h938919/.

7. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов [интернет]. Режим доступа: http://okpdtr.ru/ (дата доступа 22.08.2024).

8. Приказ Росстандарта от 12 декабря 2014 г. № 2020-ст (ред. от 18.02.2021) «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ) ОК 010–2014 (МСКЗ-08)» [интернет]. Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=249639

9. Общероссийский классификатор занятий [интернет]. Режим доступа: https://classifikators.ru/okz (дата доступа 22.08.2024).

10. Московская строительная система классификаторов [интернет]. Режим доступа: https://exp.mos.ru/project-office-for-implementation-of-bim/mssk/ (дата доступа 22.08.2024).

11. Приказ Минстроя России от 17 ноября 2022 г. № 969/пр «О формировании классификатора строительных ресурсов» [интернет]. Режим доступа: https://www.minstroyrf.gov.ru/docs/232535/.

12. Классификатор строительных ресурсов [интернет]. Режим доступа: https://fgiscs.minstroyrf.ru/ksr/ (дата доступа 22.08.2024).

13. Постановление Госкомстата РФ от 26 декабря 1994 № 366 «ОК 015–94 (МК 002–97). Общероссийский классификатор единиц измерения» [интернет]. Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/ok-015-94-obshcherossiiskii-klassifikator-edinits-izmerenija-utv/.

14. Общероссийский классификатор единиц измерения [интернет]. Режим доступа: https://classifikators.ru/okei.

15. Постановление Правительства Москвы от 30 марта 1999 № 249-ПП Об утверждении структуры Московского территориального строительного каталога (части II–VI) [интернет]. Режим доступа: https://businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_69942.html.

16. Постановление Правительства Москвы от 26 октября 1999 № 981-ПП Об утверждении структуры части I Московского территориального строительного каталога [интернет]. Режим доступа: https://businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_68084.html.

17. Московский территориальный строительный каталог [интернет]. Режим доступа: https://mtsk.mos.ru/ (дата доступа 22.08.2024).

18. Постановление Госстандарта России от 30 марта 1999 № 97 (ред. от 22.09.2023) «О принятии и введении в действие Общероссийских классификаторов» [интернет]. Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/postanovlenie-gosstandarta-rf-ot-30031999-n-97/.

19. Общероссийский классификатор форм собственности [интернет]. Режим доступа: https://classifikators.ru/okfs (дата доступа 22.08.2024).

20. Приказ Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029–2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034–2014 (КПЕС 2008)» [интернет]. Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=241621.

21. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности. ОК 034–2014 (КПЕС 2008) [интернет]. Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=490997.

22. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2021 № 2490 «Об утверждении исчерпывающего перечня документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и необходимых для выполнения предусмотренных частями 3–7 статьи 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» [интернет]. Режим доступа: https://base.garant.ru/403332935/#friends.


Об авторах

А. А. Волков
АО «НИЦ «Строительство»; Институт архитектуры, Харбинский политехнический университет
Россия

Андрей Анатольевич Волков, д-р техн. наук, старший научный сотрудник; профессор

ул. 2-я Институтская, д. 6, к. 1, г. Москва, 109428, Российская Федерация; ул. Сидачжи, д. 92, район Нанганг, Харбин, 150001, КНР



П. Д. Челышков
АО «НИЦ «Строительство»
Россия

Павел Дмитриевич Челышков*, д-р техн. наук, руководитель центра информационного моделирования ДНТПиЭ

ул. 2-я Институтская, д. 6, к. 1, г. Москва, 109428, Российская Федерация

e-mail: chelyshkovpd@cstroy.ru



А. Е. Давыдов
АО «НИЦ «Строительство»
Россия

Алексей Евгеньевич Давыдов, канд. техн. наук, научный сотрудник центра информационного моделирования ДНТПиЭ

ул. 2-я Институтская, д. 6, к. 1, г. Москва, 109428, Российская Федерация



А. А. Никитенко
АО «НИЦ «Строительство»
Россия

Артем Александрович Никитенко, эксперт центра информационного моделирования ДНТПиЭ

ул. 2-я Институтская, д. 6, к. 1, г. Москва, 109428, Российская Федерация



Рецензия

Для цитирования:


Волков А.А., Челышков П.Д., Давыдов А.Е., Никитенко А.А. Анализ применения классификаторов при выполнении обязательных процедур в строительном комплексе. Вестник НИЦ «Строительство». 2025;44(1):148-158. https://doi.org/10.37538/2224-9494-2025-1(44)-148-158. EDN: ZTOEQJ

For citation:


Volkov A.A., Chelyshkov P.D., Davydov A.E., Nikitenko A.A. Classifiers in mandatory procedures of the construction complex. Bulletin of Science and Research Center of Construction. 2025;44(1):148-158. (In Russ.) https://doi.org/10.37538/2224-9494-2025-1(44)-148-158. EDN: ZTOEQJ

Просмотров: 106


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-9494 (Print)
ISSN 2782-3938 (Online)