Preview

Вестник НИЦ «Строительство»

Расширенный поиск

Напряженно-деформированное состояние стального башенного копра при монтаже методом надвижки

https://doi.org/10.37538/2224-9494-2025-2(45)-95-106

EDN: GINMIQ

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Введение. Укосные шахтные копры являются одним из наиболее ответственных видов горнотехнических сооружений шахтной поверхности. От длительности строительно-монтажных работ на данных объектах зависит эффективная работа всего предприятия. Поэтому на сегодняшний день является особенно актуальным исследование изменения напряженно-деформированного состояния стальных копров при монтаже методом надвижки, что позволит сократить сроки строительства данных объектов.

Цель. Проанализировать влияние монтажных нагрузок на напряженно-деформированное состояние башенного металлического копра в момент надвига.

Материалы и методы. Для анализа конструктивной схемы сооружения с устанавливаемым оборудованием создана BIM модель в программном комплексе для информационного моделирования Tekla Structures. Созданная модель позволяет дать более точную оценку массы сооружения. Численные исследования укосного копра проведены в отечественном программно-вычислительном комплексе ЛИРА-САПР 2024. Рассматриваемая система принята в общем виде, ее деформации и главные неизвестные представлены линейными перемещениями узловых точек вдоль осей X, Y, Z и поворотами вокруг этих осей.

Результаты. Выполнен анализ нагрузок и воздействий, прикладываемых для данного сооружения в момент надвижки с учетом действительной работы конструктивных элементов. Высота копра составляет 85 м, суммарная масса – 8028 т. Разработана математическая модель металлического копра скипо-клетьевой конфигурации с двумя укосинами, позволяющая оценить влияние монтажа сооружения методом надвижки. С учетом коэффициента трения скольжения для монтажа принято 5 домкратов по 1000 т. Домкраты устанавливаются на самые нагруженные оси накаточного пути. Полученные результаты позволяют выполнить подбор оборудования для выполнения надвига.

Выводы. В результате расчета коэффициент удерживания составил 13,06 вдоль проведения надвижки башенного копра, что соответствует требованиям расчета на опрокидывание. Анализ изменения напряженно-деформированного состояния копра скипо-клетьевой конфигурации при монтаже методом надвига показал необходимость применения пяти гидравлических домкратов по 1000 т с последующей корректировкой давления домкратов на каждую из осей во избежание поворота всей конструкции и последующего заклинивания стенда надвига. Также при проведении надвижки данных сооружений необходимо отказаться от укосины, расположенной поперек движения копра, что позволит уменьшить количество осей накаточного пути.

Для цитирования:


Точеная А.А., Югов А.М., Титков С.О., Танасогло А.В., Гаранжа И.М. Напряженно-деформированное состояние стального башенного копра при монтаже методом надвижки. Вестник НИЦ «Строительство». 2025;45(2):95-106. https://doi.org/10.37538/2224-9494-2025-2(45)-95-106. EDN: GINMIQ

For citation:


Tochenaya A.A., Yugov A.M., Titkov S.O., Tanasoglo A.V., Garanzha I.M. Stress-strain state of a steel tower crane during erection by the pushing method. Bulletin of Science and Research Center of Construction. 2025;45(2):95-106. (In Russ.) https://doi.org/10.37538/2224-9494-2025-2(45)-95-106. EDN: GINMIQ

Введение

Укосные шахтные копры являются одним из наиболее ответственных видов горнотехнических сооружений шахтной поверхности [1]. От качества проводимых строительно-монтажных работ и сроков введения данных объектов в эксплуатацию напрямую зависит работа всего предприятия. Одним из вариантов сокращения cроков строительства данного объекта является способ надвижки возведенного башенного копра с установленным оборудованием, готовым к подключению.

В настоящее время метод надвижки в значительной степени распространен в мостостроении при монтаже пролетных строений. Метод монтажа «надвижка» применяется для особо тяжелых конструкций или больших по площади конструктивных блоков зданий или сооружений. В строительстве промышленных предприятий данный метод применяется исходя из экономических показателей. При строительстве копров предшествующим этапом идет проходка ствола шахты и устройство крепи, которые занимают значительное время, как и строительство самого ствола шахты (надземное сооружение). Для уменьшения сроков строительства применяется метод «надвижки», который позволяет параллельно производить проходку подземной части ствола и строительство копра. Параллельность строительства обеспечивается за счет того, что ствол башенного копра строится рядом с местом, где проходит проходка, на специально разработанном стенде. По окончании проходки и строительства копра надземная часть перемещается по специально разработанному пути в проектное положение и в последующем соединяется со стволом проходки.

Метод «надвижки» (передвижения зданий и сооружений) не является новым. Первые упоминания о передвижении сооружений датируются тысячей лет до нашей эры. Ученые предполагают, что таким образом был передвинут фундамент Сфинкса в Египте. Впервые в России в 1770 г. таким образом был передвинут памятник Петру I в Санкт-Петербурге [2]. Применению данного метода способствовала индустриализация городов и сохранение памятников архитектуры. Данный метод был применен в СССР, Европе, США. Особое внимание данному методу было уделено в горнодобывающей промышленности Донбасса.

Анализ исследования

Значительный вклад в развитие проектирования копров внесли такие ученые, как В.Е. Андреев [1], Я.В. Бровман [3], В.М. Левин [4], S. Lagomarsino, L.C. Pagnini [5].

Исследованиями высотных сооружений, в том числе и исследованиями башенных металлических копров, занимались такие ученые, как Е.В. Горохов [6–9], В.Н. Кущенко [10][11], А.С. Кострицкий [12], B.K. Kejriwal [13], V.V. Kulyabko [14], D.G. Elms [15], J. Murgewski [16].

Целью исследования является анализ влияния монтажных нагрузок на напряженно-деформированное состояние башенного металлического копра методом «надвижки».

Объект исследования – укосный шахтный копр со скипо-клетьевым подъемом.

Предмет исследования – напряженно-деформированное состояние несущих стальных элементов шахтного копра.

Основной материал

В данной статье рассматривается надвижка башенного металлического копра высотой 85 м со скипо-клетьевым подъемом полезных ископаемых (рис. 1).

Рис. 1. Башенный металлический копер скипо-клетьевого подъема (разрез)

Fig. 1. Steel tower headframe of the skip-cage lift (cross-section)

Копер имеет две укосины, расположенные вдоль цифровых и буквенных осей сооружения. На отметке +22,000 м расположен бункер приема сырья объемом 600 м³. Эвакуационные выходы выполнены из монолитного железобетона. В осях Ж–Л располагаются тяжелые конвейеры для отгрузки добытого сырья.

На первом этапе проводится анализ конструктивной схемы сооружения с устанавливаемым оборудованием. Это требуется для оценки массы сооружения и нахождения центра тяжести. Для точной оценки массы сооружения была создана BIM-модель в программном комплексе Tekla Structures (рис. 2).

Рис. 2. BIM-модель башенного металлического копра

Fig. 2. BIM model of steel tower headframe

Данная модель позволяет более точно определить вес сооружения. Она создается по данным проектной организации, которая проводит проектирование копра в стадии эксплуатации.

При разработке проектов организации строительства (ПОС) и производства работ (ППР) для проведения надвижки перед инженером стоят задачи: оценка несущей способности сооружения в процессе надвижки; разработка специального стенда сборки копра с учетом геологических изысканий объекта; разработка накаточного пути для перемещения сооружения в проектное положение; подбор материалов скольжения:

– металл по металлу, смазанный графитовой смазкой;

– металл по металлическим кругам, смазанный графитовой смазкой;

– применение специального волокна для надвижки пролетных строений мостов.

А также стоят задачи принятия решения по применению домкратов либо применению блоков и полиспастов тяговых механизмов; разработки узлов крепления монтажных приспособлений и узлов крепления сооружения в проектное положение.

Для решения вышеперечисленных задач разработана расчетная схема в программном комплексе ЛИРА-САПР 2024 (рис. 3, 4). Расчетная схема определена как система с признаком 5 (пространственная система). Это значит, что рассматривается система общего вида, ее деформации и главные неизвестные представлены линейными перемещениями узловых точек вдоль осей X, Y, Z и поворотами вокруг этих осей.

Рис. 3. 3D-модель

Fig. 3. 3D model

Рис. 4. Расчетная схема копра, выполненная в программном комплексе ЛИРА-САПР

Fig. 4. Analytical scheme of the headframe, developed in the LIRA-SAPR software complex

В расчетном комплексе к сооружению прикладывались нагрузки от веса копра с учетом установки ограждающих конструкций от отметки +6,000 м и расположения оборудования копра. Снеговая нагрузка рассчитывалась с учетом разновысотности блоков сооружения. Ветровое воздействие рассчитывалось с учетом пульсационной составляющей по направлению оси X и Y.

Проанализировав BIM-модель, можно сделать вывод, что суммарная масса копра составляет 8028 тонн, предварительно с учетом коэффициента трения скольжения 0,4 (металл по металлу) принимаем 5 домкратов по 1000 тонн и устанавливаем их на самые нагруженные оси накаточного пути. На рис. 5–7 представлены мозаики проверки принятых сечений по первому предельному состоянию (прочность), по второму предельному состоянию (прогибы и перемещения), по местной устойчивости.

Рис. 5. Мозаика проверки сечений по первому предельному состоянию (прочность)

Fig. 5. Cross-section verification mosaic for the first limit state (strength)

Рис. 6. Мозаика проверки сечений по второму предельному состоянию (прогибы и перемещения)

Fig. 6. Cross-section verification mosaic for the second limit state (deflections and displacements)

Рис. 7. Мозаика проверки сечений по местной устойчивости

Fig. 7. Cross-section verification mosaic for local stability

Полученные результаты позволяют корректно провести усиление дополнительной развязкой связей первого этажа. При приложении нагрузки от домкратов по наиболее нагруженным осям накаточного пути происходит поворот (рис. 8) копра с последующим изломом одной из укосин. При проведении надвижки данного сооружения необходимо отказаться от укосины, расположенной поперек движения копра. Это позволит уменьшить количество осей накаточного пути.

Рис. 8. Мозаика перемещения по оси Х вдоль буквенных осей от приложения нагрузки домкратов, предварительно установленных на наиболее нагруженные оси В, Г, Д, Е, Ж (по 1000 т на ось)

Fig. 8. Displacement mosaic along the X-axis due to the application of jack loads, pre-installed on the most heavily loaded axes B, G, D, E, and Zh (1,000 tons per axis)

Выводы

  1. Коэффициент удерживания превышает 1 и составляет 13,06 вдоль проведения надвижки, что в свою очередь соответствует требованиям расчета на опрокидывание.
  2. Суммарная масса копра составляет в летний период 8028 тонн, а в зимний период – 8028 + 506 = 8534 тонны.
  3. Расчет подтвердил, что требуется выполнить усиление элементов, не прошедших по первому предельному состоянию (колонны первого этажа, первая секция ноги, связи первого этажа), также требуется провести дополнительную развязку колонн первого этажа.
  4. Проанализировав результаты расчета, рекомендуется проводить надвиг копра с одной укосиной, расположенной вдоль буквенных осей.
  5. Рекомендуется применение пяти гидравлических домкратов по 1000 т – один с последующей корректировкой давления домкратов на каждую из осей во избежание поворота копра (последующего заклинивания стенда надвига).

Список литературы

1. <i>Андреев В.Е.</i> Проектирование, строительство и эксплуатация башенных копров. Москва: Недра; 2010.

2. <i>Гендель Э.М.</i> Передвижка зданий и сооружений. Знание. Сер. Строительство и архитектура. 1978;(5):12–48.

3. <i>Бровман Я.В.</i> Надшахтные копры: проектирование, расчет и конструкция. Москва: Госгортехиздат; 1991.

4. <i>Левин В.М.</i> Башенные сооружения промышленного назначения. Исследования и расчет. Макеевка: ДонНАСА; 2019.

5. <i>Lagomarsino S., Pagnini L.C.</i> Criteria for modeling and predicting dynamic parameters of building. Report ISC-II, 1, Istituto di Scienza delle Construzioni. Genova, Italy: University of Genova; 1995.

6. <i>Горохов Е.В., Кущенко В.Н., Пиличев К.Л., Махина В.В., Матвеев В.П., Листовенко П.С.</i> Методика обследования несущих стальных конструкций шахтных копров. Донецк: ЦБНТИМинуглепрома УССР; 1984.

7. <i>Горохов Е.В., Кущенко В.Н.</i> Предохранительное устройство к грузоподъемному механизму: a. c. СССР № 969635. Опубл. 30.10.1982.

8. <i>Горохов Е.В., Кущенко В.Н.</i> Шахтный копер: а. с. СССР № 881283. Опубл. 15.11.1981.

9. <i>Горохов Е.В., Кущенко В.Н</i>. Шахтный копер: а. с. № 953166. Опубл. 21.04.2002.

10. <i>Кущенко В.Н.</i> Обеспечение безопасности строительных конструкций укосных шахтных копров. Макеевка: ДонНАСА; 2006.

11. <i>Кущенко В.Н.</i> Обеспечение безопасности строительных конструкций укосных шахтных копров [диссертация]. Макеевка; 2007.

12. <i>Кострицкий А.С.</i> Учет динамического характера особых нагрузок на конструкции укосных шахтных копров [диссертация]. Макеевка; 2003.

13. <i>Kejriwal B.K.</i> Safety in mines. Dyanbad: Lovely Prakashan; 1994.

14. <i>Kulyabko V.V.</i> Drawing up of the dynamic models of long-shan and high-rise RS buildings and structures in the time of the diagnostics. In: Proc. 2nd RILEM International Conf. Štrbskě pleso «Diagnosis of Concrete Structures‑»; 1996, p. 382.

15. <i>Elms D.G.</i> Risk balancing in structural problems. Structural Safety. 2012;19(1):67–77. https://doi.org/10.1016/s0167-4730(96)00038-0.

16. <i>Murgewski J.</i> Reliability: State-of-Art. In: Metal Structures: IX International Conference: Final Report, 1996, Krakov (Poland). Krakov (Poland); 1996, pp. 99–112.

17. <i>Кущенко В.Н.</i> Резервы несущей способности и обеспечение долговечности стальных конструкций шахтных копров [диссертация]. Одесса; 1985.


Об авторах

А. А. Точеная
ФГБОУ ВО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры» (ДонНАСА)
Россия

Анастасия Артуровна Точеная, магистрант кафедры технологии и организации строительства, ДонНАСА, Макеевка

ул. Державина, д. 2, г. Макеевка, 286123, Российская Федерация

e-mail: tochenaya.a.a-zpgs-55@donnasa.ru 
тел.: +7 (949) 349-25-41



А. М. Югов
ФГБОУ ВО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры» (ДонНАСА)
Россия

Анатолий Михайлович Югов, заведующий кафедрой технологии и организации строительства, ДонНАСА, Макеевка

ул. Державина, д. 2, г. Макеевка, 286123, Российская Федерация



С. О. Титков
ФГБОУ ВО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры» (ДонНАСА)
Россия

Сергей Олегович Титков, канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры металлических конструкций и сооружений, ДонНАСА, Макеевка

ул. Державина, д. 2, г. Макеевка, 286123, Российская Федерация

e-mail: s.o.titkov@donnasa.ru 
тел.: +7 (949) 349-25-41



А. В. Танасогло
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет» (НИУ МГСУ)
Россия

Антон Владимирович Танасогло, канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры металлических и деревянных конструкций, НИУ МГСУ, Москва

Ярославское шоссе, д. 26, г. Москва, 129337, Российская Федерация

e-mail: a.v.tan@mail.ru 
тел.: +7 (915) 544-36-23



И. М. Гаранжа
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет» (НИУ МГСУ)
Россия

Игорь Михайлович Гаранжа*, канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры металлических и деревянных конструкций, НИУ МГСУ, Москва

Ярославское шоссе, д. 26, г. Москва, 129337, Российская Федерация

e-mail: garigo@mail.ru 
тел.: +7 (926) 284-55-17



Рецензия

Для цитирования:


Точеная А.А., Югов А.М., Титков С.О., Танасогло А.В., Гаранжа И.М. Напряженно-деформированное состояние стального башенного копра при монтаже методом надвижки. Вестник НИЦ «Строительство». 2025;45(2):95-106. https://doi.org/10.37538/2224-9494-2025-2(45)-95-106. EDN: GINMIQ

For citation:


Tochenaya A.A., Yugov A.M., Titkov S.O., Tanasoglo A.V., Garanzha I.M. Stress-strain state of a steel tower crane during erection by the pushing method. Bulletin of Science and Research Center of Construction. 2025;45(2):95-106. (In Russ.) https://doi.org/10.37538/2224-9494-2025-2(45)-95-106. EDN: GINMIQ

Просмотров: 94


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-9494 (Print)
ISSN 2782-3938 (Online)