Перейти к:
Исследование узлов деревянных конструкций с клеевинтовыми соединениями для диафрагм и дисков жесткости многоэтажных зданий
https://doi.org/10.37538/2224-9494-2024-4(43)-40-49
EDN: YTVZVF
Аннотация
Введение. Для многоэтажных зданий с деревянным каркасом жесткость сборных дисков и диафрагм является ключевым параметром при проектировании. При действии горизонтальных ветровых и сейсмических нагрузок жесткость деревянных конструкций и их соединений влияет на распределение усилий между конструктивными элементами и этажами здания. Жесткость и пластичность стыков дисков и диафрагм определяют динамические характеристики каркаса здания, такие как конструкционный логарифмический декремент и коэффициент демпфирования. Жесткость вертикальных и горизонтальных стыков влияет на частоты собственных колебаний многоэтажных зданий, а пластичность – на эффективность рассеивания энергии при сейсмических воздействиях.
Цель. Исследование несущей способности, жесткости и пластичности узлов с клеевинтовыми соединениями для горизонтальных и вертикальных стыков дисков и диафрагм жесткости многоэтажных деревянных зданий.
Материалы и методы. По методикам ГОСТ 33082-2014 проведен комплекс экспериментальных исследований прочностных и деформационных характеристик соединений на клеевинтовых стержнях и узлов на их основе для межплитных и межпанельных стыков дисков и диафрагм жесткости из клееных деревянных конструкций.
Результаты. Определена несущая способность, коэффициенты жесткости, пластичности клеевинтовых соединений с различной глубиной вкручивания винтовых стержней и узловых соединений для стыков деревянных дисков и диафрагм жесткости при различных типах нагружения (сдвиг, растяжение и сжатие).
Выводы. По результатам анализа проведенных исследований установлено, что разработанные узлы деревянных конструкций с клеевинтовыми соединениями отвечают требованиям высокой жесткости и могут использоваться для стыков дисков перекрытий и стеновых диафрагм многоэтажных деревянных зданий. Полученные значения коэффициентов пластичности для испытанных узловых соединений свидетельствуют об их способности эффективно рассеивать энергию при сейсмических воздействиях на здание.
Ключевые слова
Для цитирования:
Смирнов П.Н., Салимуллин А.Р. Исследование узлов деревянных конструкций с клеевинтовыми соединениями для диафрагм и дисков жесткости многоэтажных зданий. Вестник НИЦ «Строительство». 2024;43(4):40-49. https://doi.org/10.37538/2224-9494-2024-4(43)-40-49. EDN: YTVZVF
For citation:
Smirnov P.N., Salimullin A.R. Study of joints in wooden structures with glue and screw connections for stiffening diaphragms and disks in multi-story buildings. Bulletin of Science and Research Center of Construction. 2024;43(4):40-49. (In Russ.) https://doi.org/10.37538/2224-9494-2024-4(43)-40-49. EDN: YTVZVF
В современной мировой практике строительства многоэтажных деревянных зданий широко применяется каркасная конструктивная система. Для обеспечения устойчивости каркаса многоэтажных зданий при поперечных нагрузках (ветровых или сейсмических) используются сборные диафрагмы и диски жесткости из клееных деревянных конструкций.
Зарубежные исследования стеновых диафрагм и дисков перекрытий проводились в основном с традиционными соединениями на винтах, гвоздях, нагелях совместно со стальными соединительными деталями, например уголками или накладками [1–10]. Анализ жесткости традиционных соединений показал, что их жесткость недостаточна для того, чтобы сборная конструкция работала аналогично конструкции без стыков [4].
Для проектирования сборных диафрагм в Италии в лаборатории CNR-IVALSA и Университете Тренто проводились комплексные исследования традиционных соединений [11][12] и инновационной системы соединений X-RAD для стыков диафрагм из ДПК/CLT (древесина перекрестно-клееная) и крепления их к фундаменту. Основой системы X-RAD являются точечные узловые соединения в углах панелей ДПК/CLT, которые выполняются с помощью винтов-саморезов и стальных соединительных деталей и при этом работают на сжатие, растяжение и сдвиг. Преимуществом данного типа соединений является предсказуемость распределения усилий в сборных конструкциях, а также сокращение сроков их монтажа. Результаты комплексных исследований подтвердили вывод, сделанный в работе [4], о недостаточной жесткости традиционных соединений для стыков сборных диафрагм многоэтажных зданий. Кроме того, установлено, что инновационная система соединений X-RAD с креплением элементов диафрагм в углах имеет целый ряд преимуществ перед традиционными соединениями, но их прочность и жесткость позволяют строить многоэтажные здания только до 9 этажей, а в сейсмически опасных районах – не более 6 этажей.
В ЦНИИСК им. В. А. Кучеренко разработан новый тип клеевинтовых соединений деревянных конструкций, особенностью которых является ввинчивание стержня с метрической резьбой в просверленное отверстие, древесина в котором предварительно пропитывается клеем. Применение клеевинтовых соединений для стыков диафрагм из ДПК/CLT позволит повысить их несущую способность и жесткость, а также снять зависимость от поставок импортных соединительных деталей. Наличие резьбы упростит собираемость конструкций на строительной площадке, что будет способствовать увеличению темпов строительства деревянных зданий.
В 2023 году проводилась научно-исследовательская работа, направленная на разработку и исследование узловых соединений сборных клееных деревянных конструкций для многоэтажных зданий с новым типом соединений на клеевинтовых стержнях. Для разработки узловых соединений определялись прочностные и деформационные характеристики клеевинтовых соединений под углом 45° к волокнам древесины в зависимости от длины ввинчивания стержней. Для этого были изготовлены четыре серии по пять образцов из клееной древесины (ρсред. = 420 кг/м 3, Wдрев. = 10,5 %) с длиной ввинчивания стержней 100, 300, 450 и 600 мм. Для стержней использовались полнорезьбовые шпильки М20 класса прочности 10.9.
Испытания клеевинтовых стержней на выдергивание выполнялись по ГОСТ 33082-2014 [13] в универсальной испытательной машине мощностью 300 кН. Результаты испытаний приведены в табл. 1 и на рис. 1.
Таблица 1
Прочностные и деформационные характеристики клеевинтовых стержней М20 при выдергивании под углом 45°
Тable 1
Strength and deformation characteristics of M20 glued and screwed rods when pulled out at an angle of 45°
Глубина анкеровки, мм |
Ne, кН |
Nmax, кН |
τmax, Н/мм 2 |
Tрасч, кН |
Kсред, кН/мм |
μсред |
100 |
32,8 |
43,5 |
6,9 |
16,0 |
103,5 |
2,3 |
300 |
107,9 |
151,7 |
8,0 |
94,1 |
124,7 |
2,1 |
450 |
125,3 |
201,8 |
7,1 |
128,1 |
124,9 |
2,8 |
600 |
171,4 |
254,3 |
6,7 |
205,4 |
123,9 |
2,9 |
Примечание: Ne – граница упругой работы; Nmax – разрушающая нагрузка; Tрасч – расчетная несущая способность; K – коэффициент жесткости; μ – коэффициент пластичности.
Note: Ne – elastic limit; Nmax – ultimate load; Tdes – design load-bearing capacity; K – stiffness coefficient; μ – plasticity coefficient.
Рис. 1. Результаты испытаний на выдергивание клеевинтовых стержней под углом 45° к волокнам древесины: а – испытание образца; б – график несущей способности соединений от длины анкеровки
Fig. 1. Results of pull-out tests for glued and screwed rods at an angle of 45° to the wood fibers: a – testing of the sample; b – graph of the load-bearing capacity of the connections as a function of the anchorage length
Из графика на рис. 1б видно, что несущая способность клеевинтовых соединений находится в линейной зависимости от длины ввинчивания стержня в пределах 100–600 мм, что свидетельствует о равномерности распределения касательных напряжений (τmax ≈ 7 МПа) по длине стержней.
Увеличение длины клеевинтовых стержней не оказывало влияния на жесткость соединений, коэффициент жесткости составил К = 124 кН/мм, за исключением длины ввинчивания 100 мм, при которой величина коэффициента жесткости оказалась меньше на 16,9 % (K = 103,5 кН/мм). Это объясняется относительно малой выборкой образцов в серии (5 шт.) и большой изменчивостью величины коэффициента жесткости 90–117,6 кН/мм (в других сериях этого не наблюдалось), а также из-за влияния плотности древесины отдельных досок в клееном пакете, усреднение которой при длине ввинчивания стержней 100 мм было минимальным. Полученные результаты свидетельствуют о высокой жесткости клеевинтовых соединений, которая значительно выше жесткости традиционных соединений нагельного типа – 124 и 6–8 кН/мм (в работах [11][12]) соответственно.
Пластичность соединений с длиной ввинчивания стержней 450–600 мм на 30 % выше, чем при длине 100–300 мм, коэффициенты пластичности составили 2,85 и 2,2 соответственно, что свидетельствует о низком классе пластичности клеевинтовых соединений (2 ˂ μ ≤ 4).
На основании результатов испытаний клеевинтовых соединений были разработаны и испытаны узлы для горизонтальных и вертикальных стыков сборных дисков и диафрагм жесткости – тип 1, крепление к ядру жесткости и фундаменту – тип 2. Узлы проектировались таким образом, чтобы разрушение происходило по стальным соединительным деталям, а не по клеевинтовым соединениям.
Образцы узлов конструкций 1-го типа выполнялись из клееных деревянных элементов КДК (клееные деревянные конструкции) размерами 140 × 400 × 985 мм (ρсред = 420 кг/м 3, Wдрев = 10,5 %). Для клеевинтовых соединений использовались шпильки М20 класса прочности 10.9 в количестве 4 штук, которые устанавливались под углом 45° к направлению волокон древесины с длинной ввинчивания 300 мм. Соединительная деталь выполнялась из стальной трубы 150 × 150 × 8 мм класса прочности С245, стержни соединялись с трубой с помощью муфт и болтов.
Испытывалось три серии образцов, в которых варьировалась жесткость соединительной детали. В серии № 1-1 жесткость детали обеспечивалась двумя симметричными диафрагмами из листовой стали толщиной 6 мм. Диафрагмы по центру имели отверстия Ø 102 мм для установки болтов. Соединительные детали в серии № 1-2 отличались тем, что отверстия в диафрагме выполнялись диаметром Ø 82 мм. В серии № 1-3 жесткость детали обеспечивалась двумя несимметричными диафрагмами толщиной 10 мм (рис. 2а). Одна диафрагма выполнялась в виде глухой стенки, другая – с отверстием Ø 82 мм. Узловые соединения серий № 1-1 и 1-2 предназначались для стыков сборных конструкций дисков и диафрагм жесткости, а серии № 1-3 – для стыковки конструкций дисков жесткости в местах их крепления к ригелю.
Рис. 2. Испытания узлов для стыков диафрагм и дисков жесткости: а – испытание образца; б – диаграмма сдвига
Fig. 2. Tests of joints in stiffening diaphragms and disks: a – sample test; b – shear diagram
Для испытаний узлов крепления диафрагм и дисков жесткости к ядру жесткости и фундаменту были изготовлены три серии образцов, в которых варьировалось направление действующего усилия на узловое соединение (сжатие, растяжение и сдвиг, рис. 3а–в).
Рис. 3. Испытания узлов крепления диафрагм и дисков жесткости к основанию и ядру жесткости: а – на растяжение; б – на сжатие; в – на сдвиг; г – эпюра прочности соединения
Fig. 3. Testing of connections of stiffening diaphragm and disks to the base and stiffening core: a – tension test; b – compression test; c – shear test; d – diagram of connection strength
Испытания образцов на сдвиг и сжатие выполнялись по ГОСТ 33082-2014 [13] монотонной нагрузкой в испытательном стенде с гидравлическим домкратом мощностью 500 кН, на растяжение – в универсальной испытательной машине мощностью 300 кН, при этом осуществлялась непрерывная запись величины нагрузки и деформаций с использованием тензометрического комплекса TDS-540.
Результаты испытаний приведены в табл. 2, на рис. 2б и рис. 3г.
Таблица 2
Результаты испытаний узлов диафрагм и дисков жесткости
Тable 2
Results of tests on stiffening diaphragm and disk joints
Тип узла |
Нагрузка |
№ серии |
Ne, кН |
Nmaх, кН |
Tрасч, кН |
Kсред, кН/м |
μсред |
||
1 |
Для вертикальных и горизонтальных стыков |
Сдвиг |
1 |
1–1 |
111,0 |
172,1 |
100,9 |
18,3 |
> 3,6* |
1–2 |
171,2 |
248,9 |
155,7 |
44,8 |
5,5 |
||||
1–3 |
187,4 |
276,6 |
170,4 |
41,2 |
4,0 |
||||
2 |
Крепление к ядру жесткости или фундаменту |
Растяжение |
2 |
180,5 |
> 285,8** |
164,1 |
147,6 |
– |
|
Сжатие |
3 |
170,3 |
425,2 |
195,8 |
112,0 |
5,0 |
|||
Сдвиг |
4 |
341,2 |
439,3 |
310,1 |
47,0 |
1,9 |
Примечание: Ne – граница упругой работы; Nmax – разрушающая нагрузка; Tрасч – расчетная несущая способность; K – коэффициент жесткости; μ – коэффициент пластичности; * – образец не доводился до разрушения; ** – величина Nmaх ограничена мощностью испытательной машины (300 кН).
Note: Ne – elastic limit; Nmax – ultimate load; Tdes – design load-bearing capacity; K – stiffness coefficient; μ – plasticity coefficient; * – sample was not brought to failure; ** – value of Nmaх is limited by the capacity of the testing machine (300 kN).
Из табл. 2 видно, что для узла 1-го типа уменьшение диаметра отверстия на 20 мм в диафрагме соединительной детали в серии № 1-2 привело к увеличению несущей способности узла на 45 % по сравнению с серией № 1-1 (249 и 172 кН соответственно), при этом жесткость соединения увеличилась более чем в 2 раза – с 18,3 до 44,8 кН/мм. Изменение толщины диафрагм с 6 до 10 мм и конструкции детали (одна диафрагма глухая) в серии № 1-3 незначительно (около 10 %) сказалось на увеличении несущей способности узла, при этом коэффициент жесткости практически не изменился. Это объясняется тем, что пластические деформации в узле происходили не только от депланации трубы, но и от местной деформации изгиба стенки трубы под болтами между диафрагмами.
Образцы узлов 2-го типа серии 2 (рис. 3а) испытывались на растяжение в два этапа из-за недостаточной мощности испытательной машины. На первом этапе соединение испытывалось до нагрузки 286 кН и вычислялась жесткость соединений с четырьмя стержнями, которая составила 148 кН/мм. На втором этапе определялась разрушающая нагрузка, для этого на двух стержнях, расположенных в соединении по диагонали, выкручивались болты из соединительных муфт, таким образом стержни выключались из работы, после чего испытание повторялось до разрушения образца. Средняя величина Nmax для соединений с двумя стержнями составила 176 кН, что для соединения с четырьмя стержнями 2Nmax = 352 кН. Разрушение образцов происходило от депланации соединительной детали с последующим выдергиванием клеевинтовых стержней. Разрушающая нагрузка из расчета на один стержень составила:
Nmax,КВС = Nmax × cos45° = 176 × cos45° = 124,4 кН. (1)
Полученная величина Nmax оказалась ниже установленной на образцах клеевинтовых соединений с длинной ввинчивания стержней 300 мм, которая составила 151,7 кН (табл. 1). Это объясняется тем, что еще на первом этапе испытаний соединений с четырьмя стержнями при уровне нагружения около 200 кН в основании детали появлялась трещина между V-образными стержнями от растягивающих напряжений поперек волокон древесины, которая ослабляла соединение (рис. 4а).
Рис. 4. Характер разрушения узловых соединений 2-го типа: а – на растяжение; б – на сжатие; в – на сдвиг
Fig. 4. Failure characteristics of type 2 joint connections: a – tension test; b – compression test; c – shear test
Для узла 2-го типа несущая способность на сжатие (серии № 3, рис. 3б) зафиксирована выше на 20 %, чем на растяжение (серия № 2), 425 и 352 кН соответственно, при этом жесткость оказалась ниже на 31 %, чем при растяжении, 112 и 147 кН/мм соответственно. Это связано с тем, что сжатие воспринималось не клеевинтовыми стержнями, а древесиной на смятие под углом к волокнам в основании соединительной детали.
В серии № 4 (рис. 3в) была зафиксирована самая высокая прочность, которая для узлов, работающих на сдвиг, составила 439 кН, что приблизительно соответствовало прочности пары клеевинтовых стержней, работающих на выдергивание (табл. 2):
Nmax,КВС = Nmax × cos45° = 439/2 × cos45° = 155,2 кН. (2)
Установленный коэффициент жесткости Kсред = 47 кН/мм для узлов в серии № 4 был близким к жесткости узлов в серии № 1 (рис. 2).
В сравнении с клеевинтовыми соединениями пластичность узлов конструкций повысилась за счет пластической работы металлических соединительных деталей, величина коэффициента пластичности μ для серий образцов № 1-3 составила от 4 до 5, что свидетельствует о повышении класса пластичности узлов с клеевинтовыми соединениями до умеренной пластичности (4 ˂ μ ≤ 6). Исключением была пластичность узла 2-го типа на сдвиг, где была зафиксирована низкая пластичность μ ≈ 2.
По результатам испытаний узловых соединений 1-го типа на сдвиг установлено, что разрушение происходило от депланации трубы с последующим разрушением стальных диафрагм от растяжения. В соединениях 2-го типа при испытаниях на растяжение разрушение происходило от растяжения поперек волокон древесины между стержнями и депланации соединительной детали с последующим выдергиванием стержней (рис. 3а). При сжатии соединений было зафиксировано разрушение от местного смятия древесины под углом 45° к волокнам под деталью и от сжатия образца поперек волокон (рис. 3б). При работе на сдвиг разрушение происходило по сварным швам после значительных деформаций соединительной детали, при этом наблюдалось вдавливание детали в древесину в сжатой зоне (рис. 4).
Выводы
Разработанные и исследованные узлы с клеевинтовыми соединениями отвечают высоким требованиям к жесткости для горизонтальных и вертикальных стыков сборных дисков и диафрагм каркасов многоэтажных деревянных зданий, а установленная умеренная пластичность может использоваться для эффективного противодействия сейсмическим нагрузкам.
Внедрение нового типа соединений на клеевинтовых стержнях для межплитных и межпанельных стыков позволит использовать преимущества сборных конструкций высокой степени заводской готовности.
Список литературы
1. <i>Ceccotti A., Sandhaas C., Okabe M., Yasumura M., Minowa C., Kawai N.</i> SOFIE project – 3D shaking table test on a seven-storey full-scale cross- laminated timber building. Earthquake Engineering & Structural Dynamics. 2013;42(13):2003-2021. https://doi.org/10.1002/eqe.2309
2. <i>Jung-Kwon Oh., Jung-Pyo Hong.</i> Shear behavior of cross-laminated timber wall consisting of small panel. Journal of Wood Science. 2016;63(1):45–55. https://doi.org/10.1007/s10086-016-1591-2
3. <i>Ashtari S., Haukaas T., Lam F.</i> In-plane stiffness of cross laminated timber floors. In: Proceedings of World conference on timber engineering 2014, Quebec, Canada, Aug. 10–14.
4. <i>Vessby J., Enquist B., Petersson H., Alsmarker T.</i> (2009) Experimental study of cross-laminated timber wall panels. European Journal of Wood and Wood Products. 2009;67(2):211–218. https://doi.org/10.1007/s00107-009-0313-5
5. <i>Okabe M., Yasumura M., Kobayashi K., Fujita K.</i> Prediction of bending stiffness and moment carrying capacity of sugi crosslaminated timber. Journal of Wood Science. 2014;60(1):49–58. https://doi.org/10.1007/s10086-013-1377-8
6. <i>Oh J.-K., Lee J.-J., Hong J.-P.</i> Prediction of compressive strength of cross laminated timber panel. Journal of Wood Science. 2015;61(1):28–34. https://doi.org/10.1007/s10086-014-1435-x
7. <i>Filiatrault A., Folz B.</i> Performance-based seismic design of wood framed buildings. Journal of Structural Engineering. 2002;128(1):39–47. https://doi.org/10.1061/(asce)0733-9445(2002)128:1(39)
8. <i>FPInnovations and Binational Softwood Lumber Council.</i> Chapter 4 Lateral design of cross-laminated timber building. CLT handbook US edition; 2013.
9. <i>Gavric I., Fragiacomo M., Ceccotti A.</i> Cyclic behavior of CLT wall systems: experimental tests and analytical prediction models. Journal of Structural Engineering. 2015;141(11):04015034
10. <i>Yasumura M.</i> Determination of failure mechanism of CLT shear walls subjected to seismic action. In: Proceedings of International Council for Research and Innovation in Building and Construction, Working Commission W18—Timber structures, CIB-W18/45-15-3. Vaxjo, Sweden; 2012, pp. 1–9.
11. <i>Tomasi R., Smith I.</i> Experimental characterization of monotonic and cyclic loading responses of CLT panel-to-foundation and angle bracket connections. Journal of Materials in Civil Engineering. 2015;27(6):04014189. https://doi.org/10.1061/(asce)mt.1943-5533.0001144
12. <i>Polastri A., Angeli A.</i> An innovative connection system for CL T structures: experimental – numerical analysis. In: 13th World Conference on Timber Engineering 2014, Quebek City, Canada; 2014.
13. ГОСТ 33082-2014. Конструкции деревянные. Методы определения несущей способности узловых соединений. Москва: Стандартинформ; 2015.
Об авторах
П. Н. СмирновРоссия
Павел Николаевич Смирнов*, канд. техн. наук, заведующий лабораторией несущих деревянных конструкций, ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко АО «НИЦ «Строительство», Москва
2-я Институтская ул., д. 6, к. 1, г. Москва, 109428, Российская Федерация
e-mail: spair23@list.ru
А. Р. Салимуллин
Россия
Айдар Рустемович Салимуллин, младший научный сотрудник лаборатории несущих деревянных конструкций, ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко АО «НИЦ «Строительство», Москва
2-я Институтская ул., д. 6, к. 1, г. Москва, 109428, Российская Федерация
Рецензия
Для цитирования:
Смирнов П.Н., Салимуллин А.Р. Исследование узлов деревянных конструкций с клеевинтовыми соединениями для диафрагм и дисков жесткости многоэтажных зданий. Вестник НИЦ «Строительство». 2024;43(4):40-49. https://doi.org/10.37538/2224-9494-2024-4(43)-40-49. EDN: YTVZVF
For citation:
Smirnov P.N., Salimullin A.R. Study of joints in wooden structures with glue and screw connections for stiffening diaphragms and disks in multi-story buildings. Bulletin of Science and Research Center of Construction. 2024;43(4):40-49. (In Russ.) https://doi.org/10.37538/2224-9494-2024-4(43)-40-49. EDN: YTVZVF