Preview

Вестник НИЦ «Строительство»

Расширенный поиск

Исследование узлов деревянных конструкций с клеевинтовыми соединениями для диафрагм и дисков жесткости многоэтажных зданий

https://doi.org/10.37538/2224-9494-2024-4(43)-40-49

EDN: YTVZVF

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Введение. Для многоэтажных зданий с деревянным каркасом жесткость сборных дисков и диафрагм является ключевым параметром при проектировании. При действии горизонтальных ветровых и сейсмических нагрузок жесткость деревянных конструкций и их соединений влияет на распределение усилий между конструктивными элементами и этажами здания. Жесткость и пластичность стыков дисков и диафрагм определяют динамические характеристики каркаса здания, такие как конструкционный логарифмический декремент и коэффициент демпфирования. Жесткость вертикальных и горизонтальных стыков влияет на частоты собственных колебаний многоэтажных зданий, а пластичность – на эффективность рассеивания энергии при сейсмических воздействиях.

Цель. Исследование несущей способности, жесткости и пластичности узлов с клеевинтовыми соединениями для горизонтальных и вертикальных стыков дисков и диафрагм жесткости многоэтажных деревянных зданий.

Материалы и методы. По методикам ГОСТ 33082-2014 проведен комплекс экспериментальных исследований прочностных и деформационных характеристик соединений на клеевинтовых стержнях и узлов на их основе для межплитных и межпанельных стыков дисков и диафрагм жесткости из клееных деревянных конструкций.

Результаты. Определена несущая способность, коэффициенты жесткости, пластичности клеевинтовых соединений с различной глубиной вкручивания винтовых стержней и узловых соединений для стыков деревянных дисков и диафрагм жесткости при различных типах нагружения (сдвиг, растяжение и сжатие).

Выводы. По результатам анализа проведенных исследований установлено, что разработанные узлы деревянных конструкций с клеевинтовыми соединениями отвечают требованиям высокой жесткости и могут использоваться для стыков дисков перекрытий и стеновых диафрагм многоэтажных деревянных зданий. Полученные значения коэффициентов пластичности для испытанных узловых соединений свидетельствуют об их способности эффективно рассеивать энергию при сейсмических воздействиях на здание.

Для цитирования:


Смирнов П.Н., Салимуллин А.Р. Исследование узлов деревянных конструкций с клеевинтовыми соединениями для диафрагм и дисков жесткости многоэтажных зданий. Вестник НИЦ «Строительство». 2024;43(4):40-49. https://doi.org/10.37538/2224-9494-2024-4(43)-40-49. EDN: YTVZVF

For citation:


Smirnov P.N., Salimullin A.R. Study of joints in wooden structures with glue and screw connections for stiffening diaphragms and disks in multi-story buildings. Bulletin of Science and Research Center of Construction. 2024;43(4):40-49. (In Russ.) https://doi.org/10.37538/2224-9494-2024-4(43)-40-49. EDN: YTVZVF

В современной мировой практике строительства многоэтажных деревянных зданий широко применяется каркасная конструктивная система. Для обеспечения устойчивости каркаса многоэтажных зданий при поперечных нагрузках (ветровых или сейсмических) используются сборные диафрагмы и диски жесткости из клееных деревянных конструкций.

Зарубежные исследования стеновых диафрагм и дисков перекрытий проводились в основном с традиционными соединениями на винтах, гвоздях, нагелях совместно со стальными соединительными деталями, например уголками или накладками [1–10]. Анализ жесткости традиционных соединений показал, что их жесткость недостаточна для того, чтобы сборная конструкция работала аналогично конструкции без стыков [4].

Для проектирования сборных диафрагм в Италии в лаборатории CNR-IVALSA и Университете Тренто проводились комплексные исследования традиционных соединений [11][12] и инновационной системы соединений X-RAD для стыков диафрагм из ДПК/CLT (древесина перекрестно-клееная) и крепления их к фундаменту. Основой системы X-RAD являются точечные узловые соединения в углах панелей ДПК/CLT, которые выполняются с помощью винтов-саморезов и стальных соединительных деталей и при этом работают на сжатие, растяжение и сдвиг. Преимуществом данного типа соединений является предсказуемость распределения усилий в сборных конструкциях, а также сокращение сроков их монтажа. Результаты комплексных исследований подтвердили вывод, сделанный в работе [4], о недостаточной жесткости традиционных соединений для стыков сборных диафрагм многоэтажных зданий. Кроме того, установлено, что инновационная система соединений X-RAD с креплением элементов диафрагм в углах имеет целый ряд преимуществ перед традиционными соединениями, но их прочность и жесткость позволяют строить многоэтажные здания только до 9 этажей, а в сейсмически опасных районах – не более 6 этажей.

В ЦНИИСК им. В. А. Кучеренко разработан новый тип клеевинтовых соединений деревянных конструкций, особенностью которых является ввинчивание стержня с метрической резьбой в просверленное отверстие, древесина в котором предварительно пропитывается клеем. Применение клеевинтовых соединений для стыков диафрагм из ДПК/CLT позволит повысить их несущую способность и жесткость, а также снять зависимость от поставок импортных соединительных деталей. Наличие резьбы упростит собираемость конструкций на строительной площадке, что будет способствовать увеличению темпов строительства деревянных зданий.

В 2023 году проводилась научно-исследовательская работа, направленная на разработку и исследование узловых соединений сборных клееных деревянных конструкций для многоэтажных зданий с новым типом соединений на клеевинтовых стержнях. Для разработки узловых соединений определялись прочностные и деформационные характеристики клеевинтовых соединений под углом 45° к волокнам древесины в зависимости от длины ввинчивания стержней. Для этого были изготовлены четыре серии по пять образцов из клееной древесины (ρсред. = 420 кг/м 3, Wдрев. = 10,5 %) с длиной ввинчивания стержней 100, 300, 450 и 600 мм. Для стержней использовались полнорезьбовые шпильки М20 класса прочности 10.9.

Испытания клеевинтовых стержней на выдергивание выполнялись по ГОСТ 33082-2014 [13] в универсальной испытательной машине мощностью 300 кН. Результаты испытаний приведены в табл. 1 и на рис. 1.

Таблица 1

Прочностные и деформационные характеристики клеевинтовых стержней М20 при выдергивании под углом 45°

Тable 1

Strength and deformation characteristics of M20 glued and screwed rods when pulled out at an angle of 45°

Глубина анкеровки, мм

Ne, кН

Nmax, кН

τmax, Н/мм 2

Tрасч, кН

Kсред, кН/мм

μсред

100

32,8

43,5

6,9

16,0

103,5

2,3

300

107,9

151,7

8,0

94,1

124,7

2,1

450

125,3

201,8

7,1

128,1

124,9

2,8

600

171,4

254,3

6,7

205,4

123,9

2,9

Примечание: Ne – граница упругой работы; Nmax – разрушающая нагрузка; Tрасч – расчетная несущая способность; K – коэффициент жесткости; μ – коэффициент пластичности.

Note: Ne – elastic limit; Nmax – ultimate load; Tdes – design load-bearing capacity; K – stiffness coefficient; μ – plasticity coefficient.

Рис. 1. Результаты испытаний на выдергивание клеевинтовых стержней под углом 45° к волокнам древесины: а – испытание образца; б – график несущей способности соединений от длины анкеровки

Fig. 1. Results of pull-out tests for glued and screwed rods at an angle of 45° to the wood fibers: a – testing of the sample; b – graph of the load-bearing capacity of the connections as a function of the anchorage length

Из графика на рис. 1б видно, что несущая способность клеевинтовых соединений находится в линейной зависимости от длины ввинчивания стержня в пределах 100–600 мм, что свидетельствует о равномерности распределения касательных напряжений (τmax ≈ 7 МПа) по длине стержней.

Увеличение длины клеевинтовых стержней не оказывало влияния на жесткость соединений, коэффициент жесткости составил К = 124 кН/мм, за исключением длины ввинчивания 100 мм, при которой величина коэффициента жесткости оказалась меньше на 16,9 % (K = 103,5 кН/мм). Это объясняется относительно малой выборкой образцов в серии (5 шт.) и большой изменчивостью величины коэффициента жесткости 90–117,6 кН/мм (в других сериях этого не наблюдалось), а также из-за влияния плотности древесины отдельных досок в клееном пакете, усреднение которой при длине ввинчивания стержней 100 мм было минимальным. Полученные результаты свидетельствуют о высокой жесткости клеевинтовых соединений, которая значительно выше жесткости традиционных соединений нагельного типа – 124 и 6–8 кН/мм (в работах [11][12]) соответственно.

Пластичность соединений с длиной ввинчивания стержней 450–600 мм на 30 % выше, чем при длине 100–300 мм, коэффициенты пластичности составили 2,85 и 2,2 соответственно, что свидетельствует о низком классе пластичности клеевинтовых соединений (2 ˂ μ ≤ 4).

На основании результатов испытаний клеевинтовых соединений были разработаны и испытаны узлы для горизонтальных и вертикальных стыков сборных дисков и диафрагм жесткости – тип 1, крепление к ядру жесткости и фундаменту – тип 2. Узлы проектировались таким образом, чтобы разрушение происходило по стальным соединительным деталям, а не по клеевинтовым соединениям.

Образцы узлов конструкций 1-го типа выполнялись из клееных деревянных элементов КДК (клееные деревянные конструкции) размерами 140 × 400 × 985 мм (ρсред = 420 кг/м 3, Wдрев = 10,5 %). Для клеевинтовых соединений использовались шпильки М20 класса прочности 10.9 в количестве 4 штук, которые устанавливались под углом 45° к направлению волокон древесины с длинной ввинчивания 300 мм. Соединительная деталь выполнялась из стальной трубы 150 × 150 × 8 мм класса прочности С245, стержни соединялись с трубой с помощью муфт и болтов.

Испытывалось три серии образцов, в которых варьировалась жесткость соединительной детали. В серии № 1-1 жесткость детали обеспечивалась двумя симметричными диафрагмами из листовой стали толщиной 6 мм. Диафрагмы по центру имели отверстия Ø 102 мм для установки болтов. Соединительные детали в серии № 1-2 отличались тем, что отверстия в диафрагме выполнялись диаметром Ø 82 мм. В серии № 1-3 жесткость детали обеспечивалась двумя несимметричными диафрагмами толщиной 10 мм (рис. 2а). Одна диафрагма выполнялась в виде глухой стенки, другая – с отверстием Ø 82 мм. Узловые соединения серий № 1-1 и 1-2 предназначались для стыков сборных конструкций дисков и диафрагм жесткости, а серии № 1-3 – для стыковки конструкций дисков жесткости в местах их крепления к ригелю.

Рис. 2. Испытания узлов для стыков диафрагм и дисков жесткости: а – испытание образца; б – диаграмма сдвига

Fig. 2. Tests of joints in stiffening diaphragms and disks: a – sample test; b – shear diagram

Для испытаний узлов крепления диафрагм и дисков жесткости к ядру жесткости и фундаменту были изготовлены три серии образцов, в которых варьировалось направление действующего усилия на узловое соединение (сжатие, растяжение и сдвиг, рис. 3а–в).

Рис. 3. Испытания узлов крепления диафрагм и дисков жесткости к основанию и ядру жесткости: а – на растяжение; б – на сжатие; в – на сдвиг; г – эпюра прочности соединения

Fig. 3. Testing of connections of stiffening diaphragm and disks to the base and stiffening core: a – tension test; b – compression test; c – shear test; d – diagram of connection strength

Испытания образцов на сдвиг и сжатие выполнялись по ГОСТ 33082-2014 [13] монотонной нагрузкой в испытательном стенде с гидравлическим домкратом мощностью 500 кН, на растяжение – в универсальной испытательной машине мощностью 300 кН, при этом осуществлялась непрерывная запись величины нагрузки и деформаций с использованием тензометрического комплекса TDS-540.

Результаты испытаний приведены в табл. 2, на рис. 2б и рис. 3г.

Таблица 2

Результаты испытаний узлов диафрагм и дисков жесткости

Тable 2

Results of tests on stiffening diaphragm and disk joints

Тип узла

Нагрузка

№ серии

Ne, кН

Nmaх, кН

Tрасч, кН

Kсред, кН/м

μсред

1

Для вертикальных и горизонтальных стыков

Сдвиг

1

1–1

111,0

172,1

100,9

18,3

> 3,6*

1–2

171,2

248,9

155,7

44,8

5,5

1–3

187,4

276,6

170,4

41,2

4,0

2

Крепление к ядру жесткости или фундаменту

Растяжение

2

180,5

> 285,8**

164,1

147,6

Сжатие

3

170,3

425,2

195,8

112,0

5,0

Сдвиг

4

341,2

439,3

310,1

47,0

1,9

Примечание: Ne – граница упругой работы; Nmax – разрушающая нагрузка; Tрасч – расчетная несущая способность; K – коэффициент жесткости; μ – коэффициент пластичности; * – образец не доводился до разрушения; ** – величина Nmaх ограничена мощностью испытательной машины (300 кН).

Note: Ne – elastic limit; Nmax – ultimate load; Tdes – design load-bearing capacity; K – stiffness coefficient; μ – plasticity coefficient; * – sample was not brought to failure; ** – value of Nmaх is limited by the capacity of the testing machine (300 kN).

Из табл. 2 видно, что для узла 1-го типа уменьшение диаметра отверстия на 20 мм в диафрагме соединительной детали в серии № 1-2 привело к увеличению несущей способности узла на 45 % по сравнению с серией № 1-1 (249 и 172 кН соответственно), при этом жесткость соединения увеличилась более чем в 2 раза – с 18,3 до 44,8 кН/мм. Изменение толщины диафрагм с 6 до 10 мм и конструкции детали (одна диафрагма глухая) в серии № 1-3 незначительно (около 10 %) сказалось на увеличении несущей способности узла, при этом коэффициент жесткости практически не изменился. Это объясняется тем, что пластические деформации в узле происходили не только от депланации трубы, но и от местной деформации изгиба стенки трубы под болтами между диафрагмами.

Образцы узлов 2-го типа серии 2 (рис. 3а) испытывались на растяжение в два этапа из-за недостаточной мощности испытательной машины. На первом этапе соединение испытывалось до нагрузки 286 кН и вычислялась жесткость соединений с четырьмя стержнями, которая составила 148 кН/мм. На втором этапе определялась разрушающая нагрузка, для этого на двух стержнях, расположенных в соединении по диагонали, выкручивались болты из соединительных муфт, таким образом стержни выключались из работы, после чего испытание повторялось до разрушения образца. Средняя величина Nmax для соединений с двумя стержнями составила 176 кН, что для соединения с четырьмя стержнями 2Nmax = 352 кН. Разрушение образцов происходило от депланации соединительной детали с последующим выдергиванием клеевинтовых стержней. Разрушающая нагрузка из расчета на один стержень составила:

Nmax,КВС = Nmax × cos45° = 176 × cos45° = 124,4 кН. (1)

Полученная величина Nmax оказалась ниже установленной на образцах клеевинтовых соединений с длинной ввинчивания стержней 300 мм, которая составила 151,7 кН (табл. 1). Это объясняется тем, что еще на первом этапе испытаний соединений с четырьмя стержнями при уровне нагружения около 200 кН в основании детали появлялась трещина между V-образными стержнями от растягивающих напряжений поперек волокон древесины, которая ослабляла соединение (рис. 4а).

Рис. 4. Характер разрушения узловых соединений 2-го типа: а – на растяжение; б – на сжатие; в – на сдвиг

Fig. 4. Failure characteristics of type 2 joint connections: a – tension test; b – compression test; c – shear test

Для узла 2-го типа несущая способность на сжатие (серии № 3, рис. 3б) зафиксирована выше на 20 %, чем на растяжение (серия № 2), 425 и 352 кН соответственно, при этом жесткость оказалась ниже на 31 %, чем при растяжении, 112 и 147 кН/мм соответственно. Это связано с тем, что сжатие воспринималось не клеевинтовыми стержнями, а древесиной на смятие под углом к волокнам в основании соединительной детали.

В серии № 4 (рис. 3в) была зафиксирована самая высокая прочность, которая для узлов, работающих на сдвиг, составила 439 кН, что приблизительно соответствовало прочности пары клеевинтовых стержней, работающих на выдергивание (табл. 2):

Nmax,КВС = Nmax × cos45° = 439/2 × cos45° = 155,2 кН. (2)

Установленный коэффициент жесткости Kсред = 47 кН/мм для узлов в серии № 4 был близким к жесткости узлов в серии № 1 (рис. 2).

В сравнении с клеевинтовыми соединениями пластичность узлов конструкций повысилась за счет пластической работы металлических соединительных деталей, величина коэффициента пластичности μ для серий образцов № 1-3 составила от 4 до 5, что свидетельствует о повышении класса пластичности узлов с клеевинтовыми соединениями до умеренной пластичности (4 ˂ μ ≤ 6). Исключением была пластичность узла 2-го типа на сдвиг, где была зафиксирована низкая пластичность μ ≈ 2.

По результатам испытаний узловых соединений 1-го типа на сдвиг установлено, что разрушение происходило от депланации трубы с последующим разрушением стальных диафрагм от растяжения. В соединениях 2-го типа при испытаниях на растяжение разрушение происходило от растяжения поперек волокон древесины между стержнями и депланации соединительной детали с последующим выдергиванием стержней (рис. 3а). При сжатии соединений было зафиксировано разрушение от местного смятия древесины под углом 45° к волокнам под деталью и от сжатия образца поперек волокон (рис. 3б). При работе на сдвиг разрушение происходило по сварным швам после значительных деформаций соединительной детали, при этом наблюдалось вдавливание детали в древесину в сжатой зоне (рис. 4).

Выводы

Разработанные и исследованные узлы с клеевинтовыми соединениями отвечают высоким требованиям к жесткости для горизонтальных и вертикальных стыков сборных дисков и диафрагм каркасов многоэтажных деревянных зданий, а установленная умеренная пластичность может использоваться для эффективного противодействия сейсмическим нагрузкам.

Внедрение нового типа соединений на клеевинтовых стержнях для межплитных и межпанельных стыков позволит использовать преимущества сборных конструкций высокой степени заводской готовности.

Список литературы

1. <i>Ceccotti A., Sandhaas C., Okabe M., Yasumura M., Minowa C., Kawai N.</i> SOFIE project – 3D shaking table test on a seven-storey full-scale cross- laminated timber building. Earthquake Engineering & Structural Dynamics. 2013;42(13):2003-2021. https://doi.org/10.1002/eqe.2309

2. <i>Jung-Kwon Oh., Jung-Pyo Hong.</i> Shear behavior of cross-laminated timber wall consisting of small panel. Journal of Wood Science. 2016;63(1):45–55. https://doi.org/10.1007/s10086-016-1591-2

3. <i>Ashtari S., Haukaas T., Lam F.</i> In-plane stiffness of cross laminated timber floors. In: Proceedings of World conference on timber engineering 2014, Quebec, Canada, Aug. 10–14.

4. <i>Vessby J., Enquist B., Petersson H., Alsmarker T.</i> (2009) Experimental study of cross-laminated timber wall panels. European Journal of Wood and Wood Products. 2009;67(2):211–218. https://doi.org/10.1007/s00107-009-0313-5

5. <i>Okabe M., Yasumura M., Kobayashi K., Fujita K.</i> Prediction of bending stiffness and moment carrying capacity of sugi crosslaminated timber. Journal of Wood Science. 2014;60(1):49–58. https://doi.org/10.1007/s10086-013-1377-8

6. <i>Oh J.-K., Lee J.-J., Hong J.-P.</i> Prediction of compressive strength of cross laminated timber panel. Journal of Wood Science. 2015;61(1):28–34. https://doi.org/10.1007/s10086-014-1435-x

7. <i>Filiatrault A., Folz B.</i> Performance-based seismic design of wood framed buildings. Journal of Structural Engineering. 2002;128(1):39–47. https://doi.org/10.1061/(asce)0733-9445(2002)128:1(39)

8. <i>FPInnovations and Binational Softwood Lumber Council.</i> Chapter 4 Lateral design of cross-laminated timber building. CLT handbook US edition; 2013.

9. <i>Gavric I., Fragiacomo M., Ceccotti A.</i> Cyclic behavior of CLT wall systems: experimental tests and analytical prediction models. Journal of Structural Engineering. 2015;141(11):04015034

10. <i>Yasumura M.</i> Determination of failure mechanism of CLT shear walls subjected to seismic action. In: Proceedings of International Council for Research and Innovation in Building and Construction, Working Commission W18—Timber structures, CIB-W18/45-15-3. Vaxjo, Sweden; 2012, pp. 1–9.

11. <i>Tomasi R., Smith I.</i> Experimental characterization of monotonic and cyclic loading responses of CLT panel-to-foundation and angle bracket connections. Journal of Materials in Civil Engineering. 2015;27(6):04014189. https://doi.org/10.1061/(asce)mt.1943-5533.0001144

12. <i>Polastri A., Angeli A.</i> An innovative connection system for CL T structures: experimental – numerical analysis. In: 13th World Conference on Timber Engineering 2014, Quebek City, Canada; 2014.

13. ГОСТ 33082-2014. Конструкции деревянные. Методы определения несущей способности узловых соединений. Москва: Стандартинформ; 2015.


Об авторах

П. Н. Смирнов
Центральный научно-исследовательский строительных конструкций (ЦНИИСК) им. В.А. Кучеренко АО «НИЦ «Строительство»
Россия

Павел Николаевич Смирнов*, канд. техн. наук, заведующий лабораторией несущих деревянных конструкций, ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко АО «НИЦ «Строительство», Москва

2-я Институтская ул., д. 6, к. 1, г. Москва, 109428, Российская Федерация

e-mail: spair23@list.ru



А. Р. Салимуллин
Центральный научно-исследовательский строительных конструкций (ЦНИИСК) им. В.А. Кучеренко АО «НИЦ «Строительство»
Россия

Айдар Рустемович Салимуллин, младший научный сотрудник лаборатории несущих деревянных конструкций, ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко АО «НИЦ «Строительство», Москва

2-я Институтская ул., д. 6, к. 1, г. Москва, 109428, Российская Федерация



Рецензия

Для цитирования:


Смирнов П.Н., Салимуллин А.Р. Исследование узлов деревянных конструкций с клеевинтовыми соединениями для диафрагм и дисков жесткости многоэтажных зданий. Вестник НИЦ «Строительство». 2024;43(4):40-49. https://doi.org/10.37538/2224-9494-2024-4(43)-40-49. EDN: YTVZVF

For citation:


Smirnov P.N., Salimullin A.R. Study of joints in wooden structures with glue and screw connections for stiffening diaphragms and disks in multi-story buildings. Bulletin of Science and Research Center of Construction. 2024;43(4):40-49. (In Russ.) https://doi.org/10.37538/2224-9494-2024-4(43)-40-49. EDN: YTVZVF

Просмотров: 146


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-9494 (Print)
ISSN 2782-3938 (Online)