СТРОИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ, ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ
Введение. Объем производства легких двухслойных и трехслойных панелей стен и покрытий с металлическими облицовками и эффективными утеплителями в России в настоящее время непрерывно увеличивается. Актуальность применения слоистых панелей обусловлена тем, что монтаж панелей позволяет быстро возводить производственные и административные здания, за счет чего значительно снижается срок окупаемости легких зданий и сооружений. Нормативные документы, регламентирующие процессы производства панелей, в основном были разработаны в 70-х и 80-х годах прошлого столетия. За прошедшие 40–50 лет в технологии производства панелей многое изменилось: разработаны более современные материалы для слоев панелей, новые стыки конструкций, подходы к оценке безопасности панелей. Для учета изменений за указанный период были разработаны новые государственные стандарты на конструкции и методы испытаний панелей.
Целью работы являлось информирование изготовителей и потребителей слоистых панелей об изменениях, произошедших в индустрии их производства, – изменении технических требований к конструктивным решениям панелей, стыковым соединениям, к материалам панелей, методам отбора и испытаниям утеплителя и панелей, безопасности и охране окружающей среды – для использования новых документов при производстве и применении панелей.
Материалы и методы. При разработке новых нормативных документов – ГОСТ Р был применен метод анализа существующих документов, результатов испытаний панелей в ЦНИИСК им. В. А. Кучеренко, поиск новых материалов и технических решений по документам заводов-изготовителей.
Результатом разработки новых стандартов явилось установление актуальных технических требований к конструктивным решениям панелей, стыковым соединениям, к материалам панелей, методам отбора и испытаниям утеплителя и панелей, безопасности и охране окружающей среды. В разработанных стандартах приведен ряд новых положений: расширена область применения и номенклатура показателей, рекомендованы новые, более эффективные стыковые соединения панелей, снижена материалоемкость утеплителя, предложены новые методы испытаний материалов утеплителя.
Выводы. Внедрение разработанных ГОСТ Р позволит оптимизировать процесс изготовления двухслойных и трехслойных панелей с эффективными утеплителями, понизит трудоемкость их производства.
В статье представлен опыт апробации разработанной методики оценки влияния геометрических отклонений на напряженно-деформированное состояние металлоконструкций переходного моста на объекте «Сгуститель хвостов обогащения № 1», который расположен на Наталкинском горно-обогатительном комбинате. В работе приведен краткий обзор ранее выполненных исследований по учету отклонений на металлоконструкции, подтверждена актуальность задач, решенных в статье и исследовании в целом. Обоснована необходимость корректировки ранее разработанного проекта по переходному мосту сгустителя и практическая применимость разработанной методики.
Цель. Провести апробацию методики определения напряженно-деформированного состояния стержневых металлоконструкций с учетом отклонений на примере переходного моста сгустителя.
Материалы и методы. Основу исследований составляют следующие материалы и методы:
– метод конечных элементов, реализованный в SCАD 11.5, применен при численном исследовании состояния переходного моста сгустителя с отклонениями;
– теория размерных цепей и метод геометрического моделирования при определении величин геометрических отклонений, реализованные в авторской компьютерной программе – Вычислительный комплекс «Размерный анализ стержневых конструкций».
Результаты. Изложенные в статье результаты позволили своевременно обосновать необходимость корректировки документации и повысить уровень надежности и экономическую эффективность как переходного моста сгустителя, так и объекта в целом. В процессе исследований:
– спрогнозированы возможные геометрические отклонения переходного моста сгустителя, построены эпюры предельных значений возможных геометрических отклонений узлов по трем направлениям (Х, Y, Z);
– проведен учет возможных геометрических отклонений на напряженно-деформированное состояние металлоконструкций переходного моста сгустителя при его поверочных расчетах, что позволило обосновать необходимость корректировки проекта и провести оптимизацию ранее принятых решений;
– снижены величины постоянных и временных нагрузок, что позволило избежать возможного возникновения аварийного состояний на объекте.
Выводы. Выполнена апробация разработанной методики определения напряженно-деформированного состояния стержневых металлоконструкций с учетом накопления геометрических отклонений изготовления и монтажа на примере переходного моста сгустителя.
Введение. Древесина – доступный и возобновляемый материал, обладающий высокими прочностными характеристиками. Древесина применяется в строительстве для возведения как жилых и нежилых зданий, так и различных сооружений. Прочность и долговечность зданий и сооружений с применением деревянных конструкций во многом зависит от прочности и надежности соединения деревянных элементов. В настоящее время существует множество видов узловых соединений деревянных конструкций. Все они обладают определенными достоинствами и недостатками, что делает актуальным совершенствование и разработку новых видов соединений деревянных конструкций, обладающих высокой прочностью и технологичностью.
Цель. Исследовать характер работы усовершенствованного соединения деревянных конструкций с применением вклеенных стальных шайб. Разработать технологию изготовления и методику исследования соединения с применением вклеенных шайб с внутренней резьбой.
Материалы и методы. Методика исследования рассматриваемого соединения включает в себя изготовление серии образцов и проведение эксперимента для определения разрушающих нагрузок и предельных деформаций.
Результаты. Разработаны технология изготовления соединения и методика проведения экспериментальных исследований, экспериментальным путем получены значения разрушающих нагрузок и деформаций, построены графики деформаций образцов. Выявлено, что при соединении вклеенной стальной шайбы со шпилькой резьбой несущая способность соединения уменьшается из-за возникновения распора в клеевом шве. Также определено, что на характер работы соединения влияют параметры стальных шайб.
Выводы. Экспериментальные исследования рассматриваемого соединения показали, что резьбовое соединение шпильки и вклеенных стальных шайб не ведет к увеличению несущей способности и жесткости соединения вследствие преждевременного разрушения клеевого шва и отрыва шайб от деревянного элемента. Вместе с тем устройство в соединении дополнительных связей, воспринимающих распор, может решить данную проблему. Для оценки целесообразности применения данного соединения необходимо проведение дополнительных исследований.
Введение. На основе полученных данных мониторинга и измерений веса снегового покрова установлены закономерности формирования снегоотложений на покрытии БСА «Лужники» и их перераспределения в зимний период. В статье проанализированы экспериментально полученные данные измерений за период более 20 лет.
Цель. Исследование предназначено для установления закономерностей формирования снегоотложений и их распределения на покрытии БСА «Лужники» и определения численных значений коэффициента формы μ, характеризующего переход от веса снегового покрова земли к снеговой нагрузке на покрытии.
Материалы и методы. Выполнены измерения веса и плотности снегоотложений на покрытии БСА «Лужники» с 1998 по 2019 год. Полученные результаты сопоставлены с параллельными измерениями веса снегового покрова (далее – ВСП) на земле в Лужниках. Также проведен анализ веса снегового покрова на основе гидрометеорологических данных декадных снегосъемок в Москве, выполненных Метеорологической обсерваторией имени В.А. Михельсона в соответствии с датами проведения натурных измерений, а также статистический анализ данных о максимальных ежегодных значениях ВСП в Москве. Построены графики повторяемости направлений ветра за месяц, предшествующий датам наблюдений.
Результаты. Получены максимальные значения коэффициентов формы μ для каждого участка покрытия. Выявлены участки повышенных снегоотложений на покрытии в различные периоды процесса снегонакопления и зависимость их образования от скоростей и направлений ветра в зимний период. Построены графики распределения снеговой нагрузки по покрытию по годам наблюдений. Установлено, что значения снеговых нагрузок на покрытии БСА за период наблюдений в целом не превысили заданных проектом значений, за исключением локальных зон возле внутреннего контура в период монтажа козырька.
Выводы. Показано, что процесс формирования, накопления и перераспределения снегоотложений на покрытии является весьма сложным и неравномерным и меняется от зимы к зиме. При назначении расчетных схем снеговых нагрузок для проведения расчетов несущих конструкций уникальных сооружений необходимо учитывать наиболее неблагоприятные направления ветрового потока, при которых формируется неравно-мерная картина снегоотложений, а также физические свойства покрытия и данные натурных наблюдений.
Введение. Аналитический расчет железобетонных кессонных перекрытий предусматривает определение составляющих общей нагрузки, приходящихся на балки, в зависимости от величин пролетов и жесткости центральных балок. В случае перекрытий с прямоугольными кессонами, обладающими разной ортогональной жесткостью, данная теория приводит к результатам, значительно отличающимся от расчетов, выполненных методом конечных элементов. Кессонное перекрытие является ребристой плитой, которая характеризуется цилиндрической или относительной балочной жесткостями.
Цель данной работы – выяснение достоверности вычисляемых пролетных изгибающих моментов в балках прямых кессонных железобетонных перекрытий с использованием в формулах аналитического расчета величин пролетов и относительной жесткости балок.
Материалы и методы. Методика выполнения работы предусматривает сравнение изгибающих моментов, полученных аналитическим способом, с данными метода конечных элементов вычислительного комплекса SCAD в балках центральных зон прямых кессонных перекрытий. Рассматривается 13 перекрытий квадратных или прямоугольных в плане с различным соотношением сторон кессонов. В качестве компьютерной модели принята система перекрестных балок из стержней таврового сечения.
Результаты. Максимальные отклонения значений изгибающих моментов, полученных аналитическим методом расчета от компьютерного способа, составляют: для квадратного перекрытия с квадратными кессонами -0,6 %, для квадратного перекрытия с прямоугольными кессонами от -2,8 до +2,5 %, при соотношении пролетов Lmax/Lmin ≤ 1,5 для прямоугольного перекрытия с прямоугольными кессонами от –6,2 до +2,0 %, с квадратными кессонами от –7,3 до +4,8 %. Для прямоугольных перекрытий с любыми кессонами при соотношении пролетов Lmax/Lmin ≥ 1,75 компьютерным расчетом выявлено отклонение эпюры изгибающих моментов длинного направления от параболы.
Выводы. Применение в формулах аналитического метода расчета прямых шарнирно-опертых кессонных железобетонных перекрытий величин пролетов и относительной жесткости балок позволяет получить величины изгибающих моментов, имеющих хорошую сходимость с методом конечных элементов.
Введение. Действующие нормативные документы в области бетона и железобетона базируются в основном на результатах исследований, полученных еще в прошлом веке.
Цель. Авторами статьи решается важная и актуальная задача, направленная на совершенствование теории расчета бетонных и железобетонных конструкций с учетом накопленных к настоящему моменту знаний.
Материалы и методы. Бетонные конструкции относятся к неконсервативным системам. Следовательно, некорректно определять возникающие в них усилия, применяя стандартные методы строительной механики. Для достижения поставленной цели авторами решаются деформационная и релаксационная задачи для центрально сжатого бетонного волокна. Решение, приведенное в статье, выполняется в соответствии с положениями двухкомпонентной теории ползучести А.А. Гвоздева и К.З. Галустова. Согласно данной теории деформации разделяются по признаку обратимости.
Результаты. Приведена история развития вопроса. Авторами предложено решение деформационной и релаксационной задач для элементарной части бетонной конструкции для случая центрального сжатия. В действительности такая ситуация невозможна. В связи с этим оценивать потерю устойчивости по Эйлеру также представляется некорректным. Отмечается, что достижение конструкцией предельной несущей способности эквивалентно ситуации нулевой отпорности. При этом имеет место прогрессирующее разрушение. Для дальнейшего решения авторы предлагают применять закон о прямых нормалях, подчеркивая, что данный закон справедлив в случае отсутствия касательных напряжений в рассматриваемых сечениях конструкции.
Выводы. Совершенствование теории расчета бетонных и железобетонных конструкций требует кардинального пересмотра сложившегося отношения к организации научных исследований.
Введение. Оценка работы конструкции на основе экспериментальных исследований образцов фасадных конструкций в натуральную величину имеет существенные преимущества перед расчетными моделями и позволяет визуализировать деформированную схему в реальных условиях с учетом недостатков монтажа, фактических характеристик применяемых материалов.
Целью проведения испытания является определение прочностных характеристик конструкций для последующего применения при расчетно-теоретическом обосновании проектных технических решений.
Материалы и методы. В статье приведены результаты лабораторных испытаний облицовочных конструкций из кирпича высокой прочности, устанавливаемых на фасадах зданий в построечных условиях с применением металлических подконструкций. Исследования облицовочных конструкций в натуральную величину на испытательных стендах в лабораторных условиях с применением прямых разрушающих методов позволили определить пределы прочности экспериментальных образцов при устройстве ниш, подтвердить требования о необходимости учета при проектировании борозд в тонкослойной кладке.
Результаты. В процессе обработки полученных данных построены характерные графические зависимости, позволяющие оценить работу конструкции под нагрузкой, определить применительно к экспериментальным образцам характер разрушения, предельные перемещения, при которых происходит потеря прочности сцепления кирпича и раствора в швах кладки.
Выводы. Актуальность проведения натурных экспериментальных исследований обусловлена отсутствием нормативно-технической документации по проектированию рассмотренных в статье конструкций облицовки фасадов зданий, а также необходимостью в получении исходных данных для проведения оценки несущей способности комбинированных облицовочных конструкций расчетным способом. Результаты испытаний будут применены при разработке инженерных методов оценки несущей способности тонкослойной кладки при совместной работе с металлическими направляющими в составе комбинированных конструкций фасадов зданий.
Введение. Древесина перекрестноклееная (ДПК/CLT) начинает завоевывать рынок в России. Важную роль в обеспечении эксплуатационной надежности конструкций зданий с применением деревянных конструкций играет влажность. Отсутствие комплексных исследований влияния переменных температурно-влажностных воздействий, в том числе атмосферных, тормозит развитие ДПК/CLT.
Целью исследования было определить влияние атмосферных воздействий на различные типы конструкций зданий из ДПК/CLT и внести дополнения в требования по проектированию и защите конструкций из ДПК/CLT в СП 64.13330.2017.
Материалы и методы. Материалом исследования являлись образцы стеновых панелей и плит перекрытия из ДПК/CLT, изготовленные в соответствии с требованиями действующей нормативной документации. Для исследования разработаны полигонные методы испытаний по определению влияния атмосферных воздействий на прочностные и упругие характеристики плит ДПК/CLT.
Результаты. Атмосферные воздействия негативно влияют на прочностные и упругие характеристики плит ДПК/CLT. Снижение прочностных и упругих характеристик различно для образцов плит перекрытий и стеновых панелей.
Выводы. На основании анализа результатов экспериментальных исследований стойкости ДПК/CLT к атмосферным воздействиям составлен ряд рекомендаций, которые предлагается включить в СП 64.13330.2017 для соблюдения при проектировании, изготовлении и строительстве зданий с применением конструкций из ДПК/CLT.
Введение. В настоящее время отечественными производителями освоено производство винтовой арматуры и муфт для их соединения. Основным препятствием для применения данной арматуры в строительстве является высокая податливость в соединениях, осуществляемая с помощью винтовых муфт.
Цель: оценка податливости муфтовых соединений, усиленных клеевыми составами.
Материалы и методы. Винтовая арматура класса Ав500П, муфты, клеевые составы на основе цементного вяжущего и эпоксидной смолы. Инъецирование составов в полость муфты ручными нагнетателями, твердение составов в естественных условиях, испытания с применением разрывных машин.
Результаты. Получены технические характеристики составов по прочности, текучести, расслаиваиваемости, обеспечивающие прочностные и деформативные характеристики муфтовых соединений, требуемые нормами. Даны рекомендации по сборке соединений.
Выводы. Проведенные исследования позволяют осуществлять стыковку винтовой арматуры Ав500П с помощью муфт в строительстве.
Введение. Описываются основные положения по созданию системы мониторинга напряженно-деформированного состояния (далее – НДС) покрытия стадиона «Газпром Арена». Данное покрытие имеет повышенный уровень ответственности по федеральному закону № 384-ФЗ и имеет класс КС-3 по ГОСТ 27752 «Надежность строительных конструкций зданий и сооружений». Согласно этим документам в таком здании должна быть установлена система мониторинга напряженно-деформированного состояния, функционирующая весь срок эксплуатации сооружения.
Цель. Разработка и установка системы мониторинга НДС для установления параметров наряженного и деформированного состояния при постоянном слежении за работой уникального покрытия стадиона «Газпром Арена».
Материалы и методы. Описывается методика определения параметров как напряженного, включая измерения снеговой нагрузки на покрытии стадиона, так и деформированного состояния. Параметры деформированного состояния определяются с помощью автоматизированной системы, впервые установленной на уникальном большепролетном покрытии в строительной практике. Описывается процесс установки и настройки автоматизированной системы мониторинга деформированного состояния.
Результаты. Разработана система мониторинга напряженно-деформированного состояния, позволяющая осуществлять непрерывный контроль за работой уникального большепролетного трансформируемого покрытия стадиона «Газпром Арена» в Санкт-Петербурге. Приводятся примеры графической деформированной схемы, которая получается в результате обработки параметров деформированного состояния.
Выводы. Создание самого сложного в мире стадиона с трансформируемым уникальным большепролетным покрытием и футбольным полем позволило разработать спортивный комплекс, удовлетворяющий строгим требованиям ФИФА к аренам для проведения чемпионата мира по футболу. Система мониторинга напряженно-деформированного состояния позволила успешно и безопасно провести полуфинальный и несколько групповых матчей чемпионата мира по футболу 2018 года в России, а также восемь матчей чемпионата Европы, состоявшегося в 2021 году. Стадион был готов к проведению финала Лиги чемпионов по футболу. Научно-техническое сопровождение, в которое входит и мониторинг НДС, позволило следить за уровнем напряжений в металлических элементах уникального большепролетного покрытия, определять перемещения его элементов, графически строить деформированную схему сооружения, предупреждать и предотвращать возможные нештатные ситуации, которые возникали в процессе эксплуатации покрытия и могут возникать при дальнейшей эксплуатации уникального сооружения.
СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИЗДЕЛИЯ
Введение. В данной статье рассмотрены способы и средства контроля диаметра и положения арматуры, величины защитного слоя бетона, освещены современные методики и приборы, позволяющие неразрушающими методами проводить диагностику и дефектоскопию бетона. Проведен сравнительный анализ возможностей применения современных приборов.
Цель работы – применение магнитного метода контроля для оценки величины защитного слоя бетона и выявления расположения верхнего ряда стержневой арматуры и закладных. Метод основан на анализе взаимодействия электромагнитного поля датчика с электромагнитным полем вихревых токов, наводимых возбуждающей катушкой датчика в стальной арматуре, и позволяет при неизвестном защитном слое примерно оценить диаметр арматуры.
Материалы и методы. Проведены испытания по определению толщины защитного слоя бетона ограждающих конструкций (стены, перекрытия) с использованием прибора ПОИСК-2.6 на примере обследования строительных конструкций энергоблока № 1 Калининской АЭС.
Результаты. Проведен анализ рабочих чертежей проектной и исполнительной документации к зданиям и сооружениям главного корпуса энергоблока № 1 Калининской АЭС. Выполнено обследование состояния средств пассивной противопожарной защиты помещений энергоблока (противопожарные двери, огнезащитные проходки, противопожарные клапаны систем вентиляции). Осуществлен замер электромагнитным методом фактической толщины защитного слоя бетона и расположения арматуры железобетонных конструкций помещений энергоблока Калининской АЭС в соответствии с требованиями ГОСТ 22904–93. Показана применимость магнитного метода контроля для определения величины защитного слоя бетона при обследовании строительных конструкций.
Выводы. По результатам проведенного обследования помещений установлено: диапазон средних толщин защитного слоя бетона с учетом толщины арматуры составил 38–85 мм, диаметр арматуры 12–20 мм. В результате проведенных измерений показана применимость метода и подтверждено, что обследованные конструкции имеют предел огнестойкости не менее 90 мин, что соответствует требованиям нормативных документов.
Введение. В статье рассматриваются методы повышения качества ремонта технологических трубопроводов, материал которых отличается насыщенностью сероводородом, взамен традиционных технологий ремонта, недостаточно учитывающих особенности эксплуатации в сероводородной среде.
Целью исследования является разработка технологии ремонта технологических трубопроводов, эксплуатируемых в среде сероводорода, с использованием ручной дуговой сварки плавящимся электродом.
Материалы и методы. Для достижения поставленной задачи проведены натурные эксперименты. В качестве исследуемого образца был выбран участок технологического трубопровода, срок эксплуатации которого составляет около 10 лет в среде сероводорода на установке гидрокрекинга нефтеперерабатывающего завода. Дегазация, т. е. удаление из металла в зоне ремонта диффузионно-подвижного атомарного водорода, проводилась устройствами электрического нагрева. Наплавка кромок свариваемых частей трубы слоем аустенитного или ферритного металла проводилась ручной дуговой сваркой.
Результаты. Разработанная технология ремонта технологических трубопроводов, эксплуатируемых в среде сероводорода, с использованием ручной дуговой сварки плавящимся электродом основана на применении дегазации и наплавки кромок металлом того же состава, что и основной металл. В этом случае положительное влияние наплавки обусловлено мелкодисперсным распределением в переплавленном металле неметаллических включений и благоприятным изменением их формы и химического состава.
Выводы. Эффективность технологии ремонта технологических трубопроводов с применением сварки достигается учетом при ее разработке свойств транспортируемого продукта и его влиянием на технологические процессы сварки. При разработке технологии сварки технологических трубопроводов, эксплуатируемых в среде сероводорода, обоснованы и предложены такие основные мероприятия, как предварительная дегазация металла труб, предварительная наплавка и термическая обработка кромок эксплуатируемой трубы.
Введение. В статье рассмотрены результаты испытаний образцов фрикционных соединений на высокопрочных болтах с обработкой контактных поверхностей купершлаком фракцией 0,5–2,5 мм (способ обработки, использованный непосредственно на строительной площадке для монтажа стальных конструкций покрытия концертного зала). Выполнена дополнительная оценка несущей способности образцов с учетом локальных повреждений фрикционных поверхностей, выявленных на монтаже вокруг отверстий для болтов.
Цель. Определение фактического коэффициента трения μ фрикционных соединений при обработке контактных поверхностей купершлаком фракцией 0,5–2,5 мм с целью подтверждения проектного коэффициента трения μ = 0,42.
Материалы и методы. Изготовление и испытание образцов фрикционных соединений выполнено согласно требованиям СТП 006-97 «Устройство соединений на высокопрочных болтах в стальных конструкциях мостов». Каждый образец – пакет из трех пластин толщиной 16, 25 и 16 мм из стали С355 по ГОСТ 27772-2015, стянутых высокопрочных болтом М27 (10.9) по ГОСТ 52644. Выполнены контрольные испытания трех групп образцов с различными типами обработки контактных поверхностей: № 1 – заводская, № 2 – обработка купершлаком фракцией 0,5–2,5 мм, № 3 – обработка купершлаком фракцией 0,5–2,5 мм с искусственно созданным дефектом вокруг отверстия для болта.
Результаты. На основании полученных результатов испытаний принято решение о допустимости дальнейшего использования купершлака как способа обработки поверхностей фрикционных соединений, используемого непосредственно на строительной площадке.
Выводы. Обработка фрикционных поверхностей купершлаком фракцией 0,5–2,5 мм позволяет получить коэффициент трения μ не ниже проектного 0,42 (в данных конкретных условиях даже с учетом выявленных локальных дефектов, смоделированных при проведении испытаний). Обработка фрикционных поверхностей купершлаком не регламентируется нормативными документами, но приобретает большую популярность. Использование купершлака (в том числе различных фракций) требует дополнительных исследований с целью возможного включения данного метода обработки фрикционных поверхностей в нормативные документы.
Введение. Многолетний опыт обследования коррозионного состояния железобетонных конструкций показывает, что одно из наиболее опасных воздействий на железобетонные конструкции оказывают хлоридные среды.
Вопросу агрессивного воздействия солей хлоридов на стальную арматуру посвящено большое число отечественных и зарубежных публикаций. Тем не менее вопрос о защите от хлоридной коррозии до настоящего времени остается актуальным.
Цель работы – анализ состояния вопроса по указанной проблеме с оценкой методов определения содержания хлоридов в бетоне и предложение способов повышения защитного действия бетона в агрессивных хлоридных средах.
Материалы и методы. В настоящей статье рассмотрены вопросы:
– максимально допустимого содержания хлоридов в бетоне;
– связывания хлоридов компонентами цементного камня, роли минералогического состава цемента;
– критической оценки методов определения содержания хлоридов в бетоне;
– снижения диффузионной проницаемости бетона для хлоридов как метода защиты от коррозии.
Результаты. Приведены результаты испытаний во влажной атмосфере армированного бетона, приготовленного на портландцементах с различным содержанием алита, белита и трехкальциевого алюмината c введением в бетон различного количества добавки СаСl2.
Указано на трудности определения агрессивных к стальной арматуре свободных хлоридов, не связанных цементным камнем. Поставлен вопрос о необходимости разработки стандарта на метод определения свободных хлоридов в бетоне. До разработки такого стандарта агрессивность хлоридов к стали в бетоне можно оценивать электрохимическим методом.
Показано, что в качестве меры защиты от хлоридной коррозии могут использоваться бетоны особо низкой диффузионной проницаемости, получаемые с помощью современных комплексных добавок, понижающих водопотребность бетонных смесей и изменяющих заряд поверхности цементного камня.
Приведены результаты электрохимического метода определения потенциалов стали в бетоне, колориметрического метода определения хлоридов в бетоне, метода определения диффузионной проницаемости хлоридов в бетоне.
Выводы. Коррозионная активность хлоридов по отношению к стальной арматуре зависит от большого числа факторов, в том числе от общего содержания хлоридов, количества свободных, физически и химически связанных хлоридов и других факторов.
Для оценки степени опасности хлоридов, вносимых в бетон с исходными материалами, учитывая зависимость связывания хлоридов от большого числа технологических факторов, целесообразно выполнять электрохимические испытания стальной арматуры в бетоне согласно ГОСТ 31383 и на основании полученных результатов принимать решение о мерах защиты стальной арматуры в хлоридных средах.
ISSN 2782-3938 (Online)